Четверг, 28.03.2024, 16:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости ИС в Украине [1189]
Новости ИС в мире [1517]
Конференции, выставки, семинары [420]
Интересные новости [57]
Новости ИС в Днепропетровске [67]

Поиск по сайту

Друзья сайта

Полезные ссылки

Главная » 2009 » Декабрь » 10 » Порядок использования произведений, исполнений и фонограмм в номерах гостиниц посредством радио- и телеприемников
Порядок использования произведений, исполнений и фонограмм в номерах гостиниц посредством радио- и телеприемников
12:03
В современной действительности одним из краеугольных практических вопросов, связанных с авторским правом и смежными правами, является вопрос о порядке публичного исполнения произведений, исполнений и фонограмм в гостиничных номерах. Одни специалисты утверждают, что за публичное исполнение перечисленных выше объектов в гостиничных номерах необходимо платить вознаграждение, другие отрицают факт публичности в таком исполнении, относя гостиничные номера к жилищу, а использование в них исполнений произведений и фонограмм - к использованию в личных целях, и соответственно утверждают, что за исполнение в гостиничных номерах платить не нужно. Ответ на этот непростой вопрос требует необходимого теоретического осмысления ряда вопросов, в частности, осмысления понятий использования, критерия "публичности" применительно к такому способу использования, как исполнение, анализа судебной практики. В настоящей статье автор попытался проанализировать правовое регулирование данных отношений в России, судебную практику и дать собственные разъяснения о порядке использования произведений, исполнений и фонограмм в гостиничных номерах.

В номерах гостиниц, как правило, лицам, пользующимся гостиничными услугами, предоставляются в пользование телевизоры и/или радиоприемники. Данная услуга может входить в стоимость номера или осуществляться за отдельную плату.

Услышанные и/или увиденные посредством теле- и радиоприемников произведения могут являться объектами как авторского, так и смежного права. Объектом смежного права будет такое произведение, которое перешло в общественное достояние либо находится в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом и было обнародовано после его перехода в общественное достояние позднее 1 января 2008 г. Охрана предоставляется произведению с момента его обнародования (ст. 1340 ГК РФ), а за физическим лицом, обнародовавшим такое произведение либо организовавшим его обнародование, признаются смежные права, именуемые правами публикатора. Исполнения и фонограммы являются объектами смежных прав.

Публичное исполнение произведений, как объектов авторского права, так и объектов смежного права, является способом использования произведения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 и п. 1 ст. 1339 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности (далее -РИД). Другие лица не могут использовать соответствующие РИД без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Таким образом, публичное исполнение произведений правомерно только на основании согласия правообладателя, которое может быть выражено в договоре, заключенном либо с самим правообладателем, либо с организацией, осуществляющей управление исключительными правами на произведение в отношении их публичного исполнения.

Несколько иной режим установлен в отношении исполнений и фонограмм.

Согласно п. 1 ст. 1326 ГК РФ "публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения". Сбор вознаграждения осуществляется "организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности" (п. 2 ст. 1326 ГК РФ). Таким образом, публичное исполнение фонограмм и зафиксированных на них исполнений может осуществляться лишь на основании договора с организацией по коллективному управлению, а не с правообладателями, и договор касается только сбора вознаграждения для исполнителей и изготовителей фонограмм.

Предоставление гостиницами теле- и радиоприемников лицам, в них проживающим (потребителям), независимо от того, входит ли эта услуга в стоимость номера или оказывается за отдельную плату, следует рассматривать как осуществление лицами, предоставляющими гостиничные услуги, публичного исполнения объектов авторского права и смежных прав, включая сообщаемые в эфир фонограммы с записями исполнений.

Под публичным исполнением произведения, записи исполнения, фонограммы, согласно подп. 6 п. 2 ст. 1270, подп. 8 п. 2 ст. 1317, подп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ понимается представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), любое сообщение записи исполнения/фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись исполнения/ фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением. Теле- и радиоприемники следует отнести к техническим средствам, с помощью которых в гостиничных номерах осуществляется представление или сообщение передаваемых в эфир произведений, фонограмм и записанных в них исполнений.

Публичность исполнения определяется местом, где оно осуществляется. Таким образом, для того чтобы определить, является ли то или иное исполнение публичным, необходимо определиться с тем, что следует понимать под "местом, открытым для свободного посещения" и под "местом, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи". Исполнение в одном (любом) из этих мест следует рассматривать как публичное. Следовательно, если исполнение осуществлялось либо в месте, открытом для свободного посещения, и в этом месте не присутствовало значительного числа лиц, либо в месте, хотя и не свободном для посещения, но в котором присутствовало значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, такое исполнение следует при знавать публичным.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ (далее - постановление Пленума) от 19 июня 2006 г. № 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" дается толкование понятия "публичное исполнение" применительно к аудиовизуальному произведению: "Публичным исполнением аудиовизуального произведения признается его показ в кинотеатрах, иных местах, открытых для свободного посещения, или в местах, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи" (п. 32). Решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

В частности, постановлением Пленума кинотеатр был отнесен к местам, открытым для свободного посещения. Кинотеатр, как, собственно, и любое помещение, занимает лишь определенное пространство, на котором может физически разместиться некоторое (ограниченное) количество людей. Кинотеатр имеет определенное число мест, посетить его может любое лицо при наличии свободных мест, а если таковых нет, то посещение кинотеатра становится невозможным. Аналогично и парки, скверы и т. п. места, открытые для свободного посещения, могут вместить лишь определенное количество людей. Парки и скверы нередко работают в соответствии с конкретным расписанием, но это не означает, что они перестают быть местами, открытыми для свободного посещения. Таким образом, понятие "место для свободного посещения" не следует понимать буквально как место, которое может посетить любое лицо в любое время по своему желанию. Соответственно к местам, открытым для свободного посещения, следует относить также и места, которые юридически вправе посетить любое лицо, но фактически в силу определенных причин сделать это может не всегда (нет свободных мест, истекло время работы и т. д.).

Согласно п. 2 Правил предоставления гостиничных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490, "гостиница" представляет собой "имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг; "потребитель" - гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги" исключительно для личных (бытовых) нужд; "исполнитель" - "организация независимо от формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору".

Договор оказания гостиничных услуг в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ отнесен к публичным договорам и прямо указан в качестве одного из видов публичных договоров:
"Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществить в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)". Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при возможности "предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается" (п. 3 ст. 426 ГК РФ).


Таким образом, номера в гостинице должны быть предоставлены исполнителем (владельцем гостиницы) любому лицу, которое к нему обратится, - при наличии свободных номеров. Это означает, что номера в гостинице следует отнести к местам, открытым для свободного посещения, независимо от количества мест в ней. Есть точка зрения, что гостиницы не относятся к местам, открытым для свободного посещения, а являются жилищем. Сторонники этой позиции ссылаются на положения действующего, но не подлежащего применению к указанным отношениям постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. № 11"О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности". Согласно п. 9 данного постановления "жилище - это помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т. п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т. п.)". Приведенное здесь понимание жилища дается в целях определения в действиях виновного лица такого квалифицирующего признака преступления против личной собственности, как проникновение в жилище. Представляется недопустимым применение указанного постановления, разъясняющего иные правоотношения, к рассматриваемым в настоящей статье правоотношениям.

Номер гостиницы применительно к лицу, проживающему в нем, может быть и будет для него своего рода жилищем, но разве потребитель гостиничных услуг является пользователем и разве он осуществляет публичное исполнение фонограмм, сообщаемых в эфир, и, соответственно, выплачивает вознаграждение? Нет, этого не происходит.

В Правилах сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 988 (далее -Правила), имеются разъяснения на этот счет. Как указано в п. 2 Правил,
"плательщиками вознаграждения за публичное исполнение фонограмм являются юридические лица или физические лица - индивидуальные предприниматели, осуществляющие или организующие публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее исполнения или в другом месте одновременно с ее исполнением...
Плательщики выплачивают вознаграждение за использование фонограммы... независимо от того, является ли использование фонограммы основным видом деятельности для плательщика или не является".


Таким образом, пользователь -это лицо, осуществляющее или организующее публичное исполнение. Кто же осуществляет исполнение: потребитель (лицо, пользующееся гостиничными услугами) или исполнитель (владелец гостиницы)?

Представляется неверной позиция, основанная на том, что правовой статус прослушиваемых радиопрограмм или просматриваемых телепередач как исполняемых публично зависит от того, кто именно включает радио- и телеприемник в конкретном гостиничном номере: само лицо, пользующееся гостиничными услугами, или исполнитель, оказывающий такие услуги. Согласно этой точке зрения, лишь в последнем случае владелец гостиницы осуществляет публичное исполнение. Следуя данной логике, можно прийти к нелепым результатам. Так, в некоторых самолетах для того, чтобы пассажир мог послушать музыку, посмотреть фильм, который появляется на экранах, размещенных в салонах воздушного судна, он должен надеть наушники, в противном случае ничего не услышит. И получается, что если наушники надели на пассажира работники аэропорта, то пользователь - владелец аэропорта, а если их надел сам пассажир, то пользователь - этот пассажир.

Приведенная правовая позиция не основана на законе. В соответствии с п. 2 ст. 1270, подп. 8 п. 2 ст. 1317, подп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ публичное исполнение является одним из способов использования произведений и таких объектов смежных прав, как исполнения и фонограммы. Это означает, что публичное исполнение, как всякое частное, должно обладать всеми признаками общего - то есть понятия "использование". Рассмотрев признаки понятия "использование", можно правильно квалифицировать как действия лица, оказывающего гостиничные услуги, так и действия лица, ими пользующегося.

В ГК РФ не раскрывается понятие использования, оно выработано только доктринально. В п. 2 ст. 1270 ГК РФ перечислены отдельные способы использования произведения как объекта авторского права, в п. 2 ст. 1317 ГК РФ перечислены отдельные способы использования исполнения, а в п. 2 ст. 1324 ГК РФ - отдельные способы использования фонограммы, исходя из которых можно вывести общее понятие использования применительно к объектам смежных прав. К использованию произведения относятся воспроизведение произведения, распространение, публичный показ, импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения, прокат, публичное исполнение, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, доведение произведения до всеобщего сведения. К использованию исполнения относятся сообщение в эфир исполнения, записи исполнения, сообщение по кабелю исполнения, записи исполнения, сама запись исполнения, воспроизведение записи исполнения, распространение записи исполнения, публичное исполнение записи исполнения, прокат оригинала или экземпляров записи исполнения, доведение записи исполнения до всеобщего сведения. К использованию фонограммы относятся публичное исполнение, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, воспроизведение, распространение, импорт оригинала или экземпляров фонограммы, прокат оригиналов или экземпляров фонограммы, переработка фонограммы. Все вышеперечисленные действия, за исключением воспроизведения, применительно как к произведениям, так и к исполнениям и фонограммам, объединяет следующее: эти действия направлены не на то, чтобы лицо, их совершающее, воспринимало произведение, исполнение, фонограмму, а на то, чтобы посредством этих действий произведения, исполнения, фонограммы становились доступными третьим лицам.

Следовательно, использование -это действия по обеспечению доступа третьих лиц к произведению, исполнению, фонограмме. Таким же признаком должно обладать и публичное исполнение, т. е. обеспечивать доступ к произведению, исполнению, фонограмме третьим лицам.

С учетом изложенного проанализируем действия исполнителей, оказывающих гостиничные услуги, а именно размещение ими радиоприемников и телевизоров в гостиничных номерах. Данные действия направлены на обеспечение прослушивания или соответственно просмотра радио- и телепрограмм лицами, проживающими в гостиничных номерах. А лица, проживающие в гостиничных номерах, включают радио- или телеприемник для того, чтобы самим послушать или посмотреть программы. В чьих же действиях признаки использования? Безусловно, в действиях лица, оказывающего гостиничные услуги. Лицо, проживающее в гостиничном номере, является лишь потребителем публичного исполнения.

Таким образом, пользователь -это лицо, которое осуществляет по своей инициативе или организует осуществление действий, посредством которых произведения, исполнения и фонограммы становятся доступными третьим лицам, а потребитель - это лицо, которое потребляет результат этих действий, т. е. непосредственно воспринимает произведения, исполнения и фонограммы (однако это не означает, что потребитель не может и не должен совершать действий для того, чтобы самому получить возможность воспринять тот или иной результат, который пользователь сделал для него доступным).

Аналогичное понимание относительно того, кто такой пользователь, сложилось и в судебной практике. В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г № 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к авторскому праву предусмотрено, что лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, т. е. лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Данное общее судебное понимание полностью основано на сложившейся судебной практике. Так, в частности, в п. 25 уже упоминавшегося выше постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что "размещение объектов авторского права и (или) смежных прав в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет, является использованием данных объектов в соответствии с пунктом 2 статьи 16" Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". "Так, запись произведения или объекта смежных прав в память электронной вычислительной машины является использованием, если по инициативе лица, совершившего запись, неопределенный круг лиц получает доступ к этому произведению или объекту смежных прав. К указанным лицам могут быть отнесены, в частности, владельцы сайта, на котором были размещены контрафактные произведения или объекты смежных прав".

Однако доступ к произведениям и объектам смежных прав потребители не получают автоматически -они должны подойти к компьютеру, нажать несколько клавиш, чтобы войти в Интернет, при этом не они будут пользователями в правовом смысле (а значит, и нарушителями). Пользователем будет то лицо, которое организовало обеспечение доступа к произведениям и объектам смежных прав. Непосредственно доступ к произведениям и объектам смежных прав, а также их восприятие зависят от конечного потребителя, поскольку он по своей инициативе пользуется Интернетом.

Так как пользователями являются исполнители, оказывающие гостиничные услуги, то очевидно, что они организуют возможность прослушивания и просмотра радио- и телепрограмм не в личных, а в предпринимательских целях. Поскольку лица, проживающие в гостиницах и отелях, не являются пользователями, то неуместно рассматривать гостиничный номер как жилище, а использование радио- и телеприемников в них как использование произведений, исполнений и фонограмм в личных целях.

В соответствии с законодательством плательщиками вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфир или сообщение по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, включая исполнения, в них записанные, а также произведений являются не конечные потребители, а пользователи - т. е. лица, организующие соответствующее использование.

Согласно п. 1 ст. 1326 ГК РФ указанное выше использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, без выплаты вознаграждения их исполнителям и изготовителям является незаконным, а пользователи, не выплачивающие предусмотренное данным пунктом вознаграждение, являются нарушителями закона.

Использование произведений указанными выше способами без договора и без выплаты вознаграждения является незаконным и влечет ответственность, установленную ст. 1301 ГК РФ (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 1326 ГК РФ сбор вознаграждения в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм и его распределение между правообладателями осуществляются организацией по управлению правами на коллективной основе, имеющей государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности. Иные организации, согласно указанной статье, не вправе осуществлять сбор и распределение вознаграждения.

Приказами Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Рос-охранкультура) от 06.08.2009 № 136 и № 137 Общероссийской общественной организации "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская организация интеллектуальной собственности" (далее - ВОИС) предоставлена государственная аккредитация на осуществление деятельности в сфере осуществления прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Приказом Росохранкультуры от 15.08.2008 № 16 Российскому авторскому обществу (далее - РАО) предоставлена государственная аккредитация на осуществление деятельности в сфере исключительного права на обнародованные музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю путем ретрансляции. РАО как аккредитованная организация вправе заключать договоры и собирать вознаграждение как в отношении тех правообладателей, с которыми оно заключило договор, так и тех, с кем договор не заключен (п. 3 ст. 1244 ГК РФ). Вместе с тем "правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами. вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами" (п. 4 ст. 1244 ГК РФ). Следовательно, в последнем случае договор на публичное исполнение заключается либо непосредственно с обладателем исключительного права на произведение, либо с иным уполномоченным им лицом. Необходимо также обратить внимание, что РАО согласно уставу вправе осуществлять коллективное управление и в отношении публичного исполнения других (не музыкальных) обнародованных произведений. Однако, поскольку такое коллективное управление не относится к сферам, в рамках которых можно получить государственную аккредитацию, управление исключительным правом, касающееся публичного исполнения других произведений, РАО может осуществлять только в отношении тех правообладателей, с которыми заключены соответствующие договоры.

Следовательно, для того чтобы правомерно использовать исполнения и фонограммы в номерах гостиницы путем публичного исполнения, лица, оказывающие гостиничные услуги, должны иметь договор о сборе вознаграждения с ВОИС, а для того чтобы правомерно использовать музыкальные произведения и отрывки из музыкально-драматических и других произведений, им необходимо иметь лицензионный договор с РАО. Если обладатель исключительного права на музыкальные произведения исключил свои произведения из реестра РАО либо объект авторского права не относится к музыкальным произведениям, не представляет собой отрывок из музыкально-драматического произведения и правообладателем в отношении данного произведения не заключен договор на коллективное управление с РАО, то договор на использование таких произведений должен заключаться непосредственно с обладателем исключительного права на произведение либо с уполномоченным им лицом. Если речь идет об использовании произведения как объекта смежного права, то договор должен заключаться с обладателем исключительного смежного права на произведение либо с уполномоченным им лицом.

Источник: http://rao.ru
Категория: Новости ИС в мире | Просмотров: 705 | Теги: Авторское право |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Облако тегов

Рассылка новостей
Рассылки@Mail.ru
Новости интеллектуальной собственности в Украине

Случайные новости
Ученые выяснили, что торговые марки появились еще в древности
Информация о выполненных научно-исследовательских работах (НИР) в ФГУ ФИПС за период 2006-2007 гг.
III-й инновационный форум
5 самых пиратских стран для экономики США.
Состоялось награждение победителей конкурса "Лучший инновационный проект 2007 года"
VI Национальная выставка высоких технологий и конкурентоспособной продукции "УКРТЕХНОЛОГИЯ - 2007"
Відбувся черговий регіональний семінар

Статистика
PR-CY.ru Web Optimizator
Сегодня на сайте были:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright dp-patent © 2024Сайт управляется системой uCoz
Контакты: тел: +38 (066) 184-32-07, dppatent@gmail.com