Защита от недобросовестной конкуренции
Правовые принципы защиты субъектов ведения хозяйства и потребителей от
недобросовестной конкуренции регламентируется Законом Украины “О
защите от недобросовестной конкуренции”, который
направлен на установление, развитие и обеспечение торговых, и других
честных обычаев ведения конкуренции при осуществлении хозяйственной деятельности
в условиях рыночных отношений.
Объекты защиты от недобросовестной
конкуренции как таковые не являются объектами интеллектуальной
собственности, но в силу того, что недобросовестная конкуренция, в первую
очередь, направлена на нарушение “интеллектуальных” прав законных
правообладателей, то такие объекты защиты от недобросовестной конкуренции
приравнены к объектам интеллектуальной собственности.
Недобросовестной конкуренцией являются любые действия конкуренции, которые
противоречат правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской
деятельности. Недобросовестной конкуренцией признаются следующие действия:
1) Неправомерное использование деловой репутации хозяйствующего субъекта
(предпринимателя), а именно: - неправомерное использование чужих обозначений,
рекламных материалов и упаковки - неправомерное использование товара другого
производителя - копирование внешнего вида изделия - сравнительная реклама
2) Создание препятствий хозяйствующим субъектам (предпринимателям) в процессе
конкуренции и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции, а именно: -
дискредитация хозяйствующего субъекта (предпринимателя) - купля-продажа товаров,
исполнение работ, оказание услуг с принудительным ассортиментом - склонение к
бойкоту хозяйствующего субъекта (предпринимателя) - склонение поставщика к
дискриминации покупателя (заказчика) - склонение хозяйствующего субъекта
(предпринимателя) к расторжению договора с конкурентом - подкуп работника
поставщика - подкуп работника покупателя (заказчика) - достижение неправомерных
преимуществ в конкуренции
3) Неправомерный сбор, разглашение и использование коммерческой тайны -
неправомерный сбор коммерческой тайны - разглашение коммерческой тайны -
склонение к разглашению коммерческой тайны - неправомерное использование
коммерческой тайны
Отдельный вопрос – такой вид недобросовестной конкуренции, как неправомерный
сбор, разглашение и использование
коммерческой тайны.
Коммерческая тайна, ноу-хау, торговые секреты, конфиденциальная информация,
секреты производства – все эти термины, имеющие каждый по отдельности свою
специфику употребления, в общем обозначают один и тот же термин, получивший в
Гражданском кодексе Украины наименование «коммерческая тайна».
Коммерческой тайной признается секретная информация, которая в целом или в
совокупности ее составляющих неизвестна и не является легкодоступной для лиц,
обычно имеющих дело с подобной информацией, имеет коммерческую ценность и в
отношении которой ее монопольный владелец применяет меры по сохранению ее
секретности.
Коммерческая тайна является наиболее универсальным объектом интеллектуальной
собственности, поскольку в отличие от других объектов интеллектуальной
собственности (торговых марок, промышленных образцов, изобретений и т.д.), под
которыми понимаются четко определенные результаты интеллектуальной деятельности,
под объектом коммерческой тайны могут подразумеваться любые сведения
технического, организационного, управленческого, коммерческого, финансового,
производственного и другого характера, т.е., в принципе, любая информация в
сфере деятельности, которая объективно имеет действительную или потенциальную
коммерческую ценность в силу ее неизвестности другим лицам и в отношении которой
ее обладатель хочет сохранить монопольное владение. При этом коммерческой тайной
может быть объявлена информация, которая имеет все основания получить патентную
охрану, но в силу каких-то причин ее обладатель не желает обнародовать и
патентовать такую информацию в установленном порядке. Кроме того, в отличие от
других объектов интеллектуальной собственности, коммерческая тайна имеет
неограниченный срок охраны и не требует государственной регистрации.
Обратной стороной универсальности коммерческой тайны как специфического объекта
интеллектуальной собственности является сложность охраны и защиты коммерческой
тайны. Поскольку владение коммерческой тайной состоит в засекречивании
обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, от широкой публики и
выставлении требований, чтобы другие лица не применяли незаконных способов
завладения такой информацией, то собственник коммерческой тайны должен
предпринимать активные действия, направленные на сохранение монопольного
владения конфиденциальной информацией. К таким действиям относятся:
разнообразные технические меры защиты конфиденциальной информации,
организационные мероприятия, связанные с подбором сотрудников, организацией
документооборота и т.д. Необходимой мерой для обеспечения сохранения
коммерческой тайны является разработка и принятие комплекса документов,
устанавливающих на предприятии правила охраны коммерческой тайны. Защита
коммерческой тайны осуществляется как в административном, так и в судебном
порядке.
Защита от недобросовестной конкуренции в отношении объектов интеллектуальной
собственности осуществляется в течение сроков действия исключительных
имущественных прав на каждый отдельный объект интеллектуальной собственности в
пределах сроков исковой давности, предусмотренных действующим законодательством.