Главная » 2008»Апрель»4 » Инновационная экономика: средства законодательной поддержки
Инновационная экономика: средства законодательной поддержки
13:59
31 марта Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи проводит парламентские слушания. Тема: «Инновационная экономика: законодательное обеспечение».
Россия переживает переломный момент в своём развитии. Поставленные Президентом РФ задачи («Стратегия-2020») предполагают реализацию новых подходов к управлению экономикой. В 2000—2008 гг. создана база, опираясь на которую Россия может совершить переход от индустриального общества, к новому — информационному.
Практиковавшиеся до сих пор способы управления экономикой основывались на методах макроэкономического регулирования. Главными инструментами были монетарные. Государство принципиально не делало различия между разными отраслями экономики. Неудивительно, что в такой ситуации самые комфортные условия для развития получили сырьевые компании, обладающие наиболее серьёзными финансовыми ресурсами и имеющие возможность влиять на экономическую политику. Малый и инновационный бизнес стал попросту неконкурентоспособным — точнее, созданные большими корпорациями для его развития барьеры оказались непреодолимыми. В результате наметился явный крен в сторону сырьевых отраслей и крупного бизнеса. Пример — налоговая система; самым собираемым налогом является НДС (18%), что устраивает отрасли с низкой добавленной стоимостью (т.е. сырьевые) и препятствует развитию отраслей с высокой добавленной стоимостью (т.е. инновационных). Административные барьеры не мешают крупным корпорациям, способным отстаивать свои интересы во власти, но непреодолимы для вновь создающихся индивидуальными предпринимателями бизнесов.
Процессы, происходящие в Академии наук, не придают нового импульса её деятельности и не способствуют вовлечению технологий в хозяйственный оборот, а благоприятствуют скрытой приватизации или присвоению собственности — в первую очередь интеллектуальной. Это вредит российской науке — фундаменту инновационного развития.
Разгорающиеся в последнее время псевдодискуссии вокруг регулирования Интернета, естественной среды развития информационного общества, весьма настораживают и без формулирования чёткой государственной позиции могут привести только к движению назад.
«Реформа Правительства РФ вроде бы должна была покончить с отраслевыми министерствами, но в итоге не возникли ведомства, отвечающие за развитие, — считает инициатор парламентских слушаний, председатель Подкомитета по технологическому развитию Комитета по Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарёв. — Перемены явно назрели, а потребность в инновационной стратегии становится всё более очевидной».
На парламентские слушания выносятся следующие вопросы: 1. Насколько эффективны меры, уже принятые государством для стимулирования инноваций и информационного общества в РФ. 2. Каковы основные препятствия построению информационной экономики, основанной на знаниях и инновациях. 3. Какие меры должны быть приняты государством (законодательной и исполнительной властью) для создания информационной экономики.
Одно из ключевых предложений, выносимых на публичное обсуждение — это разработка и принятие Инновационного кодекса РФ, т.е. пакета законодательных инициатив, направленных на стимулирование развития экономики, включающего: 1) введение специального режима налогообложения для инновационных компаний (эти предложения прошли первое чтение в Думе 4-го созыва); речь идёт о предоставляемой инновационным компаниям возможности переходить на упрощённую схему уплаты налогов, предусмотренную для малого бизнеса; 2) закон о венчурных инвестициях: стимулирование создания и развития в стране венчурных фондов для вложений в высокие технологии; 3) закон о свободном программном обеспечении: содействие развитию открытых стандартов, использование open source в органах государственной власти, формирование государственного заказа на разработку национальных информационных систем, в том числе операционной системы; 4) законодательство об авторских правах (имеется в виду введение альтернативных и упрощённых механизмов защиты авторских прав, характерных для информационного общества: лицензирование, защита услуг и т.д.); 5) создание Национального банка идей и технологий: создание вторичного рынка патентов, в том числе тех, что находятся в собственности научно-исследовательских институтов; 6) закон о технопарках, определяющий, что такое технопарк, кто может быть резидентом и т.д.; такой закон должен определить и порядок государственной поддержки резидентов технопарков; 7) закон о ГАС «Управление»: установление правил электронного документооборота в органах государственной власти.
По мнению Ильи Пономарёва, необходимо создать саморегулирующуюся общественную организацию, представляющую рынок высоких технологий, которой можно передать полномочия по аккредитации инновационных компаний и т.п., по аналогии с НАУФОР на рынке ценных бумаг.
Кроме того, целесообразно открыть новый общенациональный вуз, который бы занял в России ту нишу, которую в США, например, занимает MIT; формирование национального образовательного стандарта в области ИТ.
Одним из мощных инструментов инновационного развития в разных странах мира является реализация общенациональных проектов с большой долей инновационных разработок. Сейчас в различных министерствах и ведомствах лежит целый ряд подобных инициатив, которые могли сформировать государственный заказ и насытить рынок оборотными средствами. Среди них — создание компьютерного грида, развитие термоядерной энергетики, проекты в области космических технологий и т.п.
Организаторы парламентских слушаний также считают целесообразным рассмотреть вопрос об оптимальном механизме взаимодействия различных ветвей власти и бизнес-сообщества.
Участники парламентских слушаний: В.А.Язев, заместитель Председателя Государственной Думы, В.Я.Комиссаров, председатель Комитета по информационной политике, технологиям и связи Госдумы РФ, Л.Д.Рейман, министр информационных технологий и связи, И.В.Пономарев, председатель подкомитета по технологическому развитию Комитета по информационной политике, технологиям и связи Госдумы, руководители Министерства экономического развития и торговли, Министерства образования и науки, С.М.Алдошин, академик РАН, представители Торгово-промышленной палаты, инновационных предприятий и общественных организаций, депутаты Государственной Думы.