В 2007 г. в российских арбитражных судах было рассмотрено 2 699 заявлений о незаконном использовании товарных знаков. Это практически в 2 раза больше, чем в 2006 г. Таковы данные Высшего арбитражного суда РФ, опубликованные в статистическом отчете о работе арбитражных судов по итогам работы за 2007 г.
По оценке владельца юридической компании «Усков и Партнеры» Вадима Ускова, на долю Москвы и Петербурга приходится до 70% всех рассмотренных дел. «Несомненно, компании сегодня юридически намного грамотнее, чем еще лет пять назад. Тем не менее споров в отношении торговых знаков становится все больше.
Одна из причин, как говорится, цена вопроса. Товарный знак - один из индикаторов бренда и один из 16 инструментов его защиты, а вложения в бренд исчисляются миллионами долларов, и терять их никто не хочет. Другая причина, как это ни странно прозвучит, - юридическая грамотность компаний.
Сегодня уже можно назвать тенденцией рейдерство через товарные знаки», - говорит Вадим Усков. В этой связи можно вспомнить дело об этикетке масла «Королли». Производитель зарегистрировал название, но не позаботился о защите дизайна этикетки. Этим воспользовался дистрибьютор, зарегистрировав этикетку в качестве товарного знака.
Есть еще истории о патентном рэкете, когда чужой товарный знак регистрируют, чтобы потом продать его настоящему владельцу. Из последних - дело Старбакс, Паклан и т.д. «Бренд - это образ в сознании потребителя, его нельзя зарегистрировать, - добавляет руководитель лаборатории «Управление рынком» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Владимир Домнин, - но нужно защищать его идентификаторы. Важно понимать, что перехват не всегда происходит в лобовую. Много примеров паразитирования на чужом бренде. Эта зона вокруг бренда также должна быть защищена».