Интеллектуальную собственность защитят высокие технологии, а творческих работников 21 века - новый закон о культуре. Государственная Дума может ввести индивидуальную маркировку каждого предмета интеллектуальной собственности, заявил глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев.
"Около года назад в Госдуму был внесен законопроект "О борьбе с контрафактом". Законопроект содержит идею индивидуального идентификатора авторской продукции", - заявил Г.Ивлиев на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" во вторник.
"Техника уже позволяет перейти к таким технологиям, когда можно ввести для маркировки индивидуальный идентификатор каждого изделия на уровне, например, нанотехнологий, который мог бы считываться специальным устройством", - добавил глава думского комитета.
Г.Ивлиев также отметил, что "в России большая часть гражданского оборота контрафактная".
"Это происходит во всех сферах производства, а не только в сфере аудиовизуальных произведений. Если мы увидим, что применение Гражданского кодекса, принятие необходимых подзаконных актов и их внедрение не дадут необходимых результатов, тогда мы будем говорить о том, что в борьбе с контрафактом нам нужны новые подходы и более жесткие меры", - сказал депутат.
"Мы в комитете по культуре сейчас ставим вопрос не о совершенствовании законодательства, а о правоприменении четвертой части Гражданского кодекса (вступила в силу с января этого года - ИФ)", - сказал он.
"Мы еще не начали применять Гражданский кодекс в полном объеме во всей его сложности", - рассказал Г.Ивлиев.
По его словам, 24 апреля в Государственной Думе пройдут слушания, на которых депутаты обсудят, в чем заключаются проблемы правоприменения четвертой части Гражданского кодекса.
В свою очередь министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, говоря о маркировке продукции интеллектуальной собственности, привел в пример белорусский опыт работы в этой сфере.
"(Этот опыт) позволяет без специального стационарного оборудования, очень простыми приспособлениями определить, что у вас в руках - подлинник или контрафакт", - отметил министр.
А.Соколов также высказал мнение, что требование о госсакредитации к организациям, осуществляющим коллективное управление авторскими правами, напрямую не приведет к росту цен на аудиовизуальную продукцию.
"Рост цен - это не следствие отдельно взятой причины. Сказать, что есть линейная связь между этим требованием и реакцией рынка, нельзя", - сказал А.Соколов.
По его мнению, "аккредитация - это единственный способ проявления государством своей заинтересованности в том, чтобы рынок был не теневым, а чистым".
Присутствовавший на пресс-конференции музыкальный продюсер Владимир Матецкий, касаясь маркировки интеллектуальной собственности в сфере аудиовизуальной продукции, отметил, что современные технологии для этого уже существуют за рубежом.
"Можно при помощи специальных приборов, когда звучит музыка, мгновенно (определить) кто автор слов, музыки, что это за произведение, кто владелец смежных прав", - отметил В.Матецкий.
Вместе с тем, добавил он, пока еще неизвестно, когда подобные технологии могут быть применены.
В продолжении темы законодательного обеспечения в сфере авторского права в частности и культуры в целом, Г.Ивлиев со своей стороны затронул вопрос подготовки проекта нового базового закона о культуре. "У нас есть смелые соавторы, которые обещают разработать проект уже в этом году. Не думаю, что у нас это получится. Скорее всего мы представим проект в будущем году", - заявил Г.Ивлиев.
Он подчеркнул, что в ходе многочисленных консультаций, в том числе и совместной работы с министерством культуры, специалисты пришли к выводу, что необходимы не доработка основ законодательства о культуре 1992 года и даже не их существенная переработка, нужен новый базовый федеральный закон.
Создание нового закона, "документа 21 века в сфере культуры" требует деликатных подходов и сейчас законодатели ведут проработку "оснований - структурных и содержательных, которые лягут в основу документа", сказал Г.Ивлиев.
Он отметил, что закон "не будет изменять принципиальные подходы, однако отношения государства и личности в сфере культуры требует изрядного совершенствования". В качестве примера он привел право на художественное образование.
"У нас по-прежнему остаются нерешенными вопросы статуса творческого работника и творческих союзов. Решение этой задачи, которую нам ставят творческие сообщества, будет содержаться в новом законе", - отметил глава профильного комитета.
Он сообщил, что создается рабочая группа для разработки закона, который будет охватывать "всю сферу культуры, отвечать на все поставленные профессиональным сообществом вопросы".
В этой связи он отметил, что не все конституционные нормы сегодня отражены в российском законодательстве. В частности, права граждан на участие в культурной жизни "не раскрыты ни на уровне законов, ни подзаконных актов".
В свою очередь А.Соколов отметил, что прежний закон о культуре "был разрушен всем известным 122-м федеральным законом". "Из прежнего законодательства были полностью изъяты гарантии государства по защите прав творческих работников и творческих союзов", - сказал он.
Министр напомнил, что специальный закон, который вносился на рассмотрение Госдумы, "был остановлен в результате вето президента". Поэтому сейчас делается новая попытка, "но уже более аргументированная и отвечающая требованиям времени". "Надеюсь, что сейчас работа пойдет быстрее", - сообщил А.Соколов.
Глава Минкультуры коснулся также некоторых проблем, получивших в последнее время широкий общественный резонанс. Так, после того, как в Эрмитаже были выявлены факты хищения экспонатов, была начала проверка музейных фондов. В этой связи министр сообщил, что "эта работа будет завершена до конца 2008 года".
Министр пояснил, что это полномасштабная, комплексная проверка, которая, по его словам, "ведется на разных уровнях".
"Всего предстояло проверить примерно 1600 музеев, причем разного профиля, из них около тысячи еще осталось", - заявил А.Соколов.
Он пояснил, что проверка такого музея, как, например, Эрмитаж, требует привлечения наиболее авторитетных экспертов, а для подобной работы в некоторых музеях в регионах достаточно "присутствия представителей из столичного музея".
Отвечая на вопрос о судьбе Дома скульптора в Москве, министр пояснил, что это проблема межведомственная, имущественная. "Сейчас вопрос находится в компетенции суда, но, мне кажется, результат будет положительным", - заявил А.Соколов.
По его словам, весной прошлого года Минкультуры отправило письмо по поводу этой проблемы в Росимущество и в территориальный орган Росимущества по Москве.
"Ответ мы не получили до сих пор. В данном случае отсутствием ответа нам напомнили, что в полномочиях министерства нет права включаться в такого рода процессы", - сообщил А.Соколов.
Со своей стороны участвующий в брифинге Г.Ивлиев рассказал, что думский комитет обращался по поводу этой ситуации к председателю правительства с просьбой вмешаться.
"Мы знаем, что председатель правительства уже дал два указания соответствующим ведомствам провести встречу со скульпторами и найти решение этой проблемы", - добавил он.
По его словам, скульпторы вновь готовят акцию протеста "в связи с тем, что решение этого вопроса не найдено".
"Юридический вопрос сейчас решается в суде. Все это создает нездоровое отношение между властью и творческой общественностью. Мы должны защищать права Московского союза художников на свое существование", - сказал парламентарий.
Источник: http://www.interfax.ru
|