Главная » 2009»Май»15 » Рекомендации участников Международного Форума «Антикризисное развитие через рынок интеллектуальной собственности»
Рекомендации участников Международного Форума «Антикризисное развитие через рынок интеллектуальной собственности»
12:26
Участники Международного Форума «Антикризисное развитие через рынок интеллектуальной собственности», прошедшего 23 апреля 2009 г. в г. Москве (www.rniiis.ru) и собравшего свыше 200 представителей от международных организаций (ЮНЕСКО, ЕС, СНГ, ЕврАзЭС), союзного государства РФ-РБ, руководителей и представителей органов государственной власти, науки и бизнеса, вузов и общественных организаций, средств массовой информации из 17 стран мира, обсудив проблемы антикризисного развития с учетом национального и международного опыта преодоления кризиса при реализации инновационной стратегии развития через рынок интеллектуальной собственности, проблемы и условия перехода к инновационной экономике через формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, в том числе при международном сотрудничестве, мотивации инновационного поведения граждан и объединения усилий власти, науки и бизнеса, основываясь на установленных Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности цели и провозглашенном девизе «Поощряя творчество и инновации», учитывая провозглашенные Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в качестве приоритетов в основных направлениях внутренней и внешней политики - реализацию потенциала Конституции России в развитии российской государственности, включая укрепление международной законности, т.к. «чем лучше состыкованы действия государств на мировой арене с международно-правовыми нормами – тем выше уровень безопасности на планете», а также - реализацию потенциала международного сотрудничества, т.к. «свойство некоторых местных проблем становиться всеобщими характерно для нашего взаимосвязанного мира», «нам сегодня больше всего необходимо – это доверие и сотрудничество», а «самоизоляция – это путь в тупик», учитывая, что составной частью системы национального законодательства являются международные договоры и соглашения, большое количество которых объясняется важностью гармонизации национальных правовых систем и стремлением упрощения процедур, связанных с правовой охраной и защитой интеллектуальной собственности в разных странах, отмечают:
1. Генеральной линией развития большинства стран мира на среднесрочную и долгосрочную перспективу является переход на инновационный путь развития. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, в значительной степени зависит будущее национальных экономик, в том числе: – кардинальное повышение производительности труда; – повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, выпускаемых ими товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; – формирование национальной инновационной системы стран – совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации; – формирование новых национальных и международных центров социально-экономического развития; 2 – повышение социальной составляющей крупного и среднего бизнеса и роста благосостояния населения.
2. В современных условиях реализации инновационной стратегии – формирование, капитализация и управление нематериальными активами через рынок интеллектуальной собственности является, по сути, тем стратегическим ресурсом, который позволит сохранить курс на модернизацию и преодолеть мировой экономический кризис. Базовым условием для этого является формирование рынка интеллектуальной собственности, обеспечивающего баланс интересов (инновационную мотивацию) авторов, предприятий и организаций и заказчиков. Однако анализ последних десяти лет пути к инновационной экономике свидетельствует о том, что такая мотивация во многих странах – участницах Форума пока отсутствует. Доминирующей является ориентация производителей промышленной продукции на решение текущих повседневных задач вместо задач долгосрочных. В то же время, инновационная деятельность имеет длительный цикл и срок окупаемости затрат при больших коммерческих рисках неполучения ожидаемого результата, требует отвлечения из хозяйственного оборота на НИОКР значительных ресурсов, на которые могут пойти трансконтинентальные (сырьевые) корпорации либо объединения хозяйствующих субъектов, как на национальном, так и международном уровнях.
3. В условиях активного развития процессов глобализации и построения информационного общества возрастает необходимость в применении единых международно признанных подходов к созданию, учету и использованию результатов интеллектуальной деятельности и защите прав на них. Несмотря на принимаемые меры, остается нерешенным целый ряд проблем, требующих разрешения, в том числе: 1. Модельное законодательство СНГ в сфере интеллектуальной собственности по-прежнему не востребовано должным образом в национальном законотворчестве, хотя законодательство многих стран СНГ в этой сфере по прежнему остается противоречивым, декларативным, требует дальнейшей унификации и гармонизации 2. Определение правового режима научно-технической документации, права на которую зачастую никак не охраняются (ни открытым способом путем патентования, ни закрытым - через охрану ноу-хау в режиме коммерческой тайны) и, как следствие, не вовлекаются в легальный гражданский оборот, а зачастую используются в «сером» обороте, что наносит серьезный ущерб интересам авторов, предприятий и государства в целом. При этом развитые страны патентуют за рубежом каждое четвертое национальное изобретение, что дает им возможность в дальнейшем эффективно продавать и защищать свои права на территории других государств. 3. Формирующаяся инновационная инфраструктура не в полной мере обеспечена гармоничной унифицированной правовой системой стран-участниц Форума. 4. В России сохраняется ситуация, когда в стране отсутствует легальный объект инновационного рынка, а большинство результатов интеллектуальной деятельности, которые в соответствии со ст. 129 ГК РФ не могут быть объектом рыночных отношений, являются просто неохраняемой информацией, которая, в свою очередь, согласно новеллам ст. 128 ГК РФ с 01 января 2008г. выведена в России из числа объектов гражданских прав и гражданского оборота. В целях повышения уровня координации и взаимодействия всех заинтересованных сторон и создания оптимальной правовой среды для активного формирования основ мировой и национальных инновационных систем, создания условий перехода к инновационной экономике через формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, решения указанных выше проблем, в том числе в рамках международного сотрудничества, и повышения темпов инновационной активности, с учетом состоявшегося обсуждения участники Международного Форума «Антикризисное развитие через рынок интеллектуальной собственности» единодушно принимают следующие решения: 3 1. Оргкомитету Форума совместно с МПА СНГ и Исполкомом СНГ, завершить работу по подготовке и принятию решения о придании настоящему международному Форуму статуса постоянно действующего консультативного органа по вопросам интеллектуальной собственности и инноваций в государствах – участниках СНГ и ОДКБ. 2. Провести в 2010 г. в Москве очередной Международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности». 3. Одобрить текст итогового документа Форума с учетом поступивших замечаний и предложений и поручить Оргкомитету Форума направить в соответствующие международные организации, межгосударственные органы СНГ, национальным парламентам и правительствам стран–участниц СНГ следующие рекомендации: 1. В области развития нормотворчества: 1.1. Разработать совместно с научно-экспертным сообществом комплекс мер по системному совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы учета, оценки и налогообложения нематериальных активов; внести изменения в стандарты оценки нематериальных активов, в целях их эффективного использования, стимулирования исполнителей НИОКР учитывать, закреплять и вовлекать интеллектуальные права в хозяйственный оборот; 1.2. Обеспечить законодательное регулирование следующих основных направлений инновационного развития: – формирование благоприятных условий правового режима производства новых знаний как результата НИОКР; – формирование благоприятных условий правового режима закрепления и правовой охраны интеллектуальных прав, коммерциализации исключительных интеллектуальных прав на все виды интеллектуальной собственности как объекта рыночных отношений и роста нематериальных активов как объекта капитализации; – определение правового статуса основных субъектов инновационных отношений, определяющего их инновационную мотивацию; – создание и развитие инновационной инфраструктуры; – эффективное государственное управление в сфере формирования и развития инновационной экономики через рынок интеллектуальной собственности, включая бюджетное финансирование и налогообложение; – подготовка кадров в инновационной сфере. 1.3. Устранить системные коллизии и проблемы в определении правового режима интеллектуальных прав в законодательстве. 1.4. Предусмотреть создание условий для долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития (на 25-30 лет) и формирование на этой основе совместной программы развития инновационной деятельности (на 5-10 лет) с учетом сложившейся и предполагаемой структуры международного рынка. 1.5. Поддержать инициативу Российской Федерации по подготовке и изданию в Совете Федерации Федерального Собрания РФ ежегодного доклада «О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации», признать необходимым подготовку таких докладов во всех странах; 1.6. Для формирования рынка интеллектуальной собственности разработать и принять унифицированную правовую базу, включающую законы «О нематериальных активах», «Об инновационной деятельности», «Об инновационной инфраструктуре», «О венчурном инвестировании», «Об обороте прав на технологии военного, специального и двойного назначения». 4 2. В области совершенствования правоприменения: 2.1. На международном уровне необходимо объединить усилия в рамках совместных инновационных программ с реализацией пилотных проектов в сфере управления интеллектуальной собственностью в каждой из заинтересованных стран с организацией обмена опытом в их реализации. На национальном уровне ведомственная политика должна быть единой и государственной. 2.2. Необходим постоянный мониторинг в рамках реализации национального проекта в сфере управления интеллектуальной собственностью в странах – участницах Форума. Должна быть создана СИСТЕМА, работающая по единым, понятным и прозрачным правилам инновационной мотивации всех участников процесса и имеющая единый центр координации. 2.3. Необходимо повышать эффективность инновационной инфраструктуры за счет комплексного решения вопросов интеллектуальной собственности и радикального снижения административных барьеров с учетом положительного опыта каждой из стран – участниц Форума. 2.4. Содействовать развитию деловых контактов между организациями и предпринимателями, вовлеченными в оборот интеллектуальной собственности, а также концентрации инвестиционных ресурсов на инновационных проектах, в том числе при международном сотрудничестве путем создания международного центра трансфера технологий 2.4. Необходимо создание международного банка данных правонарушений и правонарушителей в сфере интеллектуальной собственности. 2.5. Поддержать инициативу МСТ по созданию в странах-членах МСТ международного технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность и инновации» с секретариатом на базе РНИИИС. 2.6. Распространить опыт создания международного технопарка в Республике Болгария «Габрово», в структуре которого создан Центр интеллектуальной собственности как центр инновационной мотивации. 2.7. Поддержать инициативу РосОЭЗ по созданию в ОЭЗ технико-внедренческого и производственно-промышленного типа в Российской Федерации центров управления интеллектуальной собственностью и рекомендовать использование данного опыта в других странах. 2.8. Использовать преимущества инновационных энергосберегающих технологий для строительства и при реализации национальных проектов, предусмотрев обязательное соблюдение заказчиками прав и законных интересов правообладателей таких технологий на основе заключенных с ними лицензионных договоров, учитывая опыт реализации подобных проектов Компанией «7+11» (г. Санкт-Петербург). 3. В области развития правосознания: 3.1. Необходимы согласованные действия по проведению правового всеобуча в структурах власти, науки и бизнеса в сфере интеллектуальной собственности и инноваций; 3.2. Разработать и реализовать программу повышения инновационной культуры, направленную на популяризацию провозглашенной ВОИС идеологии «Поощряя творчество и инновации». Источник: http://www.fips.ru