Рынок инноваций и технологий в каждой стране является сектором экономики
чрезвычайно востребованным и перспективным, а в большинстве развитых стран уже
поставленным на коммерческий поток и даже выведенным на самоокупаемость. В
нашей же стране ситуация несколько иная, и мечты о развитии рынка инноваций в
России - пока так и остаются мечтами, ибо говорить о его развитии можно будет
только после того, как мы минуем хотя бы стадию его грамотного формирования.
Как это сделать - вопрос закономерный, но однозначного ответа, к сожалению, не
имеющий. Для начала необходимо ликвидировать все причины такого скудного
состояния рынка инноваций в нашей стране, а дальше уже стимулировать его
стабильность и уверенное развитие путем введения соответствующих механизмов,
причем не общемировых, а применимых в первую очередь к условиям нашей страны.
По мнению аналитиков, основная причина столь малых объемов интеллектуальной
собственности в России - не что иное как отсутствие необходимой регламентации
порядка оборота и охраны данной собственности. Действительно, на сегодняшний
день нет эффективного механизма управления процессами создания и использования
продуктов интеллектуальной деятельности, и на текущий момент действующими
нормами Гражданского Кодекса РФ вопросы распоряжения правами на результаты
интеллектуальной деятельности (РИД) урегулированы не в полной мере.
Кроме того, сегодня также остро стоит проблема коммерциализации продуктов
интеллектуальной собственности, на которую всё чаще указывает и Российская
Академия наук. Конечно, по ряду контрактов результаты интеллектуальной
деятельности все-таки удается зарегистрировать, но общее число подобных случаев
- даже не 50%, как отметил в ходе апрельских парламентских слушаний
вице-президент РАН С.Алдошин. По его мнению, интеллектуальная собственность в
нашей стране - по аналогии с имущественной - должна заноситься в
соответствующий реестр, но это не предусматривается контрактами, в чем и
заключается еще одна существенная недоработка.
Роспатент РФ на сегодняшний день - единственный государственный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере
правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности. Итог
многочисленных проверок Роспатента, показал, что сегодня, несмотря на
возрастающее внимание государства к вопросам инновационного развития экономики
страны, уровень правовой защиты и практического использования РИД по-прежнему
остается катастрофически низким.
Важная причина этого также - отсутствие спроса
производственного сектора экономики на новые отечественные разработки и
разработки в области информационных технологий. Значение этой меры преуменьшать
не стоит, ведь обеспечение потребления данных разработок способно ввести в
оборот как уже имеющиеся РИД, так и стимулировать создание новых, в полной мере
задействовав их.
Также создание современного конкурентоспособного рынка инноваций на основе
информационных технологий невозможно без соответствующего кадрового обеспечения
специалистами, что, в свою очередь, требует целенаправленной подготовки и,
конечно, переподготовки кадров, в том числе кадров в области коммерциализации
РИД. Важным фактором является здесь и стимулирование инновационной деятельности
в стране посредством различных экономических льгот и преференций, и это - также
одна из задач государства, которую предстоит решить нашему правительству в ходе
реализации задач по оптимизации и развитию рынка инноваций в нашей стране.
Последние правительственные слушания показали, что у нашей «верхушки» уже
назрела острая необходимость в приведении этой области экономики в должное
состояние, поэтому в самое ближайшее время ожидается активная деятельность по
разработке и принятию базового закона «Об инновационной деятельности в
Российской Федерации».
Источник: http://www.copyright.ru
|