Главная » 2011»Август»10 » Развитие инновационной сферы — одно из приоритетных направлений государственной политики Азербайджана
Развитие инновационной сферы — одно из приоритетных направлений государственной политики Азербайджана
17:53
В условиях реформирования азербайджанской экономики особенно важен перевод
страны на инновационный путь развития.
В этой связи главной задачей является отношение государства к инновационной
сфере. Несмотря на то, что функции государства по регулированию инновационной
деятельности в Азербайджане находятся пока в стадии формирования,
государственная политика в данной сфере формирует составную часть
социально-экономической политики нашего правительства, целью которой является
создание правовых, социально-экономических и организационных условий,
обеспечивающих повышение технологического уровня и конкурентоспособности
производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и
внешний рынки, замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на
этой основе промышленного производства в стадию устойчивого экономического
роста.
Основные направления государственной инновационной политики Азербайджана
включают разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения
инновационной деятельности и механизмов ее стимулирования; разработку стратегии
государства, направленной на инновационный путь развития экономики страны;
обеспечение скоординированной деятельности государственных органов,
хозяйственных и научных организаций, направленной на инновационный путь развития.
Немаловажное значение имеют также развитие инновационных структур различных
форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства,
выделение приоритетных направлений в инновационной сфере государственного,
отраслевого и регионального уровней на долгосрочную перспективу, стимулирование
развития фундаментальных исследований в сфере науки и техники, поддержка
функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры и т.д.
И наконец, развитие этого сектора невозможно без государственной поддержки и
стимулирования инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкие,
высокотехнологичные производства; конкурсного размещения бюджетных средств для
реализации инновационных проектов; развития системы венчурного инвестирования в
научно-технической сфере; установления льготного налогообложения субъектов
инновационной деятельности; увеличения рынков сбыта отечественных товаров
(работ и услуг); повышения престижности научного труда, защиты прав
интеллектуальной собственности исследователей и создания достойных условий
жизни и труда ученых и специалистов.
Нужно отметить, что важнейшей задачей государственной политики в Азербайджане в
данный период является определение приоритетов развития научно-технической и
инновационной сфер, оказывающих влияние на повышение эффективности производства
и конкурентоспособности продукции. Нам еще предстоит определить конкретные
организационные и экономическиемеханизмы развития некоторых приоритетных направлений и обеспечения
благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации
инновационной деятельности.
Однако определенные и немалые разработки в этой области ведутся уже сегодня. К
примеру, продумывается реализация основных этапов инновационной деятельности,
начиная от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт,
привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и заканчиваяосвоением их в производстве. Для этого
разрабатываются проекты построения сети технопарков, бизнес-инкубаторов,
инновационно-технических центров в тех регионах Азербайджана, где сосредоточена
инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.
Основными возможными направлениями реализации государственной политики в
инновационной сфере являются развитие и совершенствование нормативно-правовой
базы. В республике за годы независимости принят ряд нормативно-правовых актов,
регламентирующих вопросы организации научно-технической и инновационной
деятельности и ее финансового обеспечения. Среди них законы «О науке», «Об
авторских правах», «О стандартизации», «О патенте», «О товарных знаках и
географических показателях», указы Президента Азербайджанской Республики «О
создании особых экономических зон», «О промышленных городках» и др. Кроме того,
утверждено несколько программ по инновационному развитию в различных отраслях
промышленности.
Принятыенедавно Национальная стратегия
развития науки в Азербайджане и Госпрограмма по ее реализации на 2009—2015 годы
призваны обеспечить повышение роли науки в развитии экономики страны, усовершенствовании
системы управления в области науки и техники, модернизации научно-технической
инфраструктуры, интеграции науки, образования и производства, а также повышение
эффективности научных исследований и инновационной политики.
Почему Азербайджан определил развитие инновационного направления в качестве
приоритета в экономике? Правительство республики понимает, что углеводородные
ресурсы относятся к исчерпаемым природным богатствам, и поэтому принимает
действенные меры по развитию ненефтяного сектора экономики. Среди ненефтяных
отраслей самые высокие темпы роста демонстрирует сектор
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В этой связи Президент
Азербайджана Ильхам Алиев определил сектор ИКТ как самый приоритетный после
нефтяного сектора экономики. Сегодня объем телекоммуникационной отрасли
приблизился к 1,5 млрд долларов, что составляет 3,5% ВВП страны.
В соответствии с Государственной программой по развитию связи и информационных
технологий в Азербайджанской Республике на 2010—2012 годы, утвержденной
Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, основной задачей отрасли ИКТ
является выполнение задач национальной стратегии в этой области, обеспечение
перехода к информационному обществу, построение конкурентоспособной экономики,
основанной на знаниях, путем применения информационно-коммуникационных
технологий. Реализация данной Госпрограммы предусматривается по четырем
основным направлениям. Это—развитие телекоммуникационной и почтовойинфраструктуры и услуг, внедрение
информационно-коммуникационных технологий и развитие электронных услуг в
государственных и местных органах самоуправления, создание условий для перехода
к информационному обществу, а также усиление экспортного и конкурентоспособного
потенциала ИКТ.
Нужно отметить, что в течение последних лет в сфере связи и информационных
технологий реализован ряд значимых работ. Так, была завершена полная
электронизация телекоммуникационной сети регионов, в результате чего в самых
отдаленных жилых пунктах страны установлены и сданы в эксплуатацию современные
электронные АТС. В2010 году число
мобильных абонентов в стране выросло на 1.342.880, составив 9.100.000
абонентов, тем самым был завершен проект «100 мобильных пользователей на 100
человек».
Также завершено строительство фибероптической магистрали Сиязань —Девечи — Губа — Самух, целью которой является
повышение устойчивости системы международной связи Азербайджана и расширение
пропускной способности оптической сети страны.
Успешно завершился проект «Развитие финансовых услуг», реализуемый в республике
при поддержке Всемирного банка, в результате которого в почтовых отделениях
страны началось предоставление новых банковско-финансовых услуг.
В 2010 г. в Баку и Сумгайыте, на Абшеронском полуострове, в Гяндже, а также в
Лерикском районе и прилежащих территориях началась трансляция цифрового
телевидения, в результате чего около 50% территории страны охвачено
возможностью цифрового телевещания. Создана необходимая инфраструктура в рамках
работ по организации электронной подписи. Также Фондом Гейдара Алиева совместно
с Министерством связи и информационных технологий в городах Нахчыван и Гянджа
созданы региональные центры информационных технологий для инвалидов и слепых.
Кроме того, были сделаны значимые шаги по выводу на орбиту первого национального
телекоммуникационного спутника Азербайджана, запланированному начетвертый квартал 2012 года. В рамкахэтих работ подписаны контракты по
использованию орбитальной позиции, производству, а также выводу спутника на
орбиту.
В соответствии с Госпрограммой по информатизации системы образования в
2008—2012 гг., в 2010 г. стартовал новый этап проекта «Народный компьютер», в
рамках которого свыше 10.000 преподавателей средних школ и вузов, студентов и
школьников смогли приобрести на льготных условиях компьютеры, снабженные
лицензионным программным обеспечением.
В результате выполненных работ количество компьютеров на каждые 100 человек в
стране достигло 14, интернет-пользователей — 45, пользователей широкополосного
доступа в сеть — 12. Продолжается реализация Госпрограммы «Электронный
Азербайджан», которая основана на автоматизации всей совокупности
управленческих процессов в масштабах страны и служит повышению эффективности
государственного управления и снижению издержек. Так, внедрение электронного
документооборота позволяет обеспечить сокращение трудозатрат и времени на
обработку и подготовку документов, принятие управленческих решений, повышает
уровень дисциплины в вопросах исполненияи упрощает механизм ее контроля, обеспечивает оперативность предоставления
услуг населению, ускоряет взаимодействие с подведомственными и другими
организациями.
Безусловно, правительство понимает, что для продолжения решения инновационных
вопросов нельзя останавливаться, и продолжает работу по повышению эффективности
законодательных положений по регулированию инновационной деятельности в
Азербайджане, обеспечению благоприятных экономических и финансовых условий для
активизации инновационной деятельности, использованию и совершенствованию
производственно-технологического потенциала для перехода на более высокие
технологии. Здесь же и планы по обеспечению дальнейшей приоритетности
государственной поддержки наукоемких технологий и созданию благоприятных
условий для ученых и научных коллективов, способных обеспечить масштабное освоение
прогрессивных технологий и наукоемких производств. Важным вопросом является
создание благоприятных условий для инновационного развития в регионах
Азербайджана и использование опыта ведущих стран по созданию и
совершенствованию инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию
результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Кстати, об опыте зарубежных стран в этой области. Следует отметить, что
национальная инновационная политика зарубежных стран, в частности, США, в принципе,
не отличается от нашего понимания. Государственная политика США в области
инновационного развития направлена на решение таких задач каксоздание благоприятных условий,
способствующих активизации деятельности частного сектора в области инноваций, повышение
его конкурентоспособности на мировом рынке; стимулирование инновационных
разработок и коммерциализация результатов научныхисследований; создание инфраструктуры,
необходимой для поддержки конкурентоспособности; интеграция оборонных и
гражданских НИОКР и, наконец, формирование квалифицированной рабочей силы.
Учитывая, каких успехов удалось добиться США в этой области, можно
констатировать, что путь, выбранный азербайджанским правительством, полностью
совпадает с передовой международной практикой в этой сфере и сулит уже в
ближайшем будущем достижение еще больших результатов.