Россию проинспектировал глава Международной конфедерации авторов и композиторов Эрик Батист.
После принятия в российское законодательство изменений, связанных с авторским правом, Москву посетил генеральный секретарь Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (или сокращенно - СИЗАК) Эрик Батист.
Он не просто хотел убедиться в том, что наша страна идет в четком направлении в борьбе с пиратами. Его задачей было также плотнее включить Россию в этот общемировой процесс борьбы с контрафактной продукцией и обеспечением прав авторов, композиторов, создателей творческих произведений. Именно с этой целью он побывал и в министерстве культуры и встретился с заместителем министра Екатериной Чуковской.
На встрече в министерстве глава СИЗАК высказал надежду, что улучшение ситуации скажется и на увеличении вознаграждений авторам. Предложил и методическую помощь - в сферах права наследования в изобразительном искусстве и так называемом "компенсационном вознаграждении". В том, что касается вторичной перепродажи предметов изобразительного искусства. О результатах официальных встреч в Москве генеральный секретарь Международной конфедерации обществ авторов и композиторов рассказал "Российской газете".
Российская газета: Почему вы приехали именно сейчас?
Эрик Батист: В России произошли очень важные изменения в законодательстве, в Гражданском кодексе, и нам очень важно помочь обеспечить их применение на практике. В первую очередь я встречался с представителем министерства культуры, поскольку теперь оно будет следить за деятельностью организаций, управляющих авторскими правами. Структура этого ведомства изменилась по сравнению с предыдущими годами.
РГ: Насколько оптимальны, с точки зрения европейского опыта, нынешние изменения в законодательстве?
Батист: Самое главное - то, что нынешние изменения не дают права незаконно действующим организациям претендовать на сбор вознаграждений от имени авторов. Поскольку такие организации часто вообще не представляли ничьих интересов, создавались ради личной выгоды. Думаю, что государственная аккредитация, которая происходит сегодня, крайне необходима. Прежде был период хаоса, когда вознаграждения собирались, но до самих авторов зачастую не доходили. Я понимаю, что сложно управлять такой большой страной, в том числе в сфере защиты авторских прав. Нужно, чтобы было много представительств организаций по их защите на местах, в регионах. Ведь по закону вменяется уже собирать авторские отчисления и за музыку, исполняемую в ресторанах, магазинах, на радиостанциях, в телекомпаниях. Но суммы вознаграждений пока не соответствуют международным стандартам. Россия является страной первого эшелона, а не развивающегося мира, поэтому и сумма вознаграждений должна быть выше. Но главное - все должны четко и безальтернативно следовать законам авторского права.
РГ: Много обсуждается то, каким должно быть наказание за пиратство?
Батист: Пиратство - это уголовное преступление и за него нужно преследовать по уголовному законодательству. Это же кража в крупных размерах! И за нее должны следовать большой штраф или заключение в тюрьму. И нынешние изменения в законодательстве РФ очень прогрессивны: они дадут возможность судам действовать более эффективно. Как происходит в Европе?! Если речь идет об организованной преступности, то в судах европейских стран виновным невозможно найти для себя лазейки. Например, в Германии или Франции, если у вас обнаружены заводы по производству пиратских CD или DVD, то вы сразу же отправляетесь в тюрьму.
Но есть и другой тип пиратства: меломаны скачивают песни и другую продукцию через Интернет, с веб-сайтов. Это проблема мирового масштаба. Главное, нужно добиться того, чтобы Интернет не разрушал культурную индустрию. Есть много подходов и решений того, как бороться с нелегалами в Сети. Например, компании, которые позволяют пользователям скачивать продукцию или меняться ею с другими, должны платить 1, 2 или 3 евро в месяц. И эта плата является законной платой за сохранение и обмен музыки в Интернете. Можно назвать этот процесс "копированием в личных целях". Ну а ряд стран внедряет практику, которую называет "гибким ответом": специальная программа не дает возможности скачивать какую-то продукцию из Интернета, например, хиты. Такая система действует во Франции. Если вы хотите скачать песню, то на вашем мониторе появляется информация о том, что этого делать нельзя. Если вы не слушаетесь, то ваш Интернет сразу отрубается. Я понял, что РАО и министерство культуры готовы отстаивать интересы владельцев интеллектуальной собственности. Вижу, что у вас идет прогресс в использовании цифровых технологий. А что касается нашего последующего сотрудничества, то мы окажем всяческую поддержку по улучшению функционирования организаций, работающих ради охраны авторских прав. Если нас об этом попросят...