Пятьсот незаконных сделок с недвижимостью осуществили мошенники, используя бренд компании, пользующейся доверием, – агентства "МИАН". История не новая – 2006 год. Однако, несет ли какую-то ответственность компания в подобных случаях.
"МИАН", пострадавший от кражи бренда и порчи репутации, смог только публично принести извинения жертвам мошенников, опубликовав на своем официальном сайте открытое письмо от лица генерального директора.
Похоже, что кража честного имени становится все привлекательнее для охотников за легкой добычей. Чужая раскрученная марка приносит огромную прибыль. Один из первых громких скандалов, связанных с кражей бренда, случился тоже осенью 2006 года, когда Инская птицефабрика г. Кемерово выпустила яйца с логотипом компании МТС, вспоминает старший юрист юридической фирмы "Мегаполис-Лигал" Валерия Таглина. Такого рода случаи стали называть "вирусной атакой на бренд" и "непрофильным паразитированием". "Из-за лазеек в российском законодательстве вирусной атаке может подвергнуться большинство компаний", - предупреждает юрист.
"Полностью застраховать и себя, и покупателей квартир от появления "двойников", использующих бренд компании в корыстных целях, вряд ли возможно", - вынужден констатировать директор по связям с общественностью компании "Главстрой" Иван Слепцов. "Главстрой" оберегает свой бренд, постоянно проводя мониторинг рекламных объявлений и сообщений в СМИ, который позволяет выявить недобросовестные компании, их контактную информацию и своевременно уведомить об этом потенциальных покупателей.
"Товарный знак можно защищать при помощи юридического оформления и государственной регистрации прав; мониторинга рынка на предмет выявления нарушителей; анализа единого госреестра юридических лиц для выявления тех, кто имеет сходное или тождественное название, проведения претензионной работы и привлечения правоохранительных и судебных органов для преследования нарушителей".
Правовые механизмы защиты бренда еще только формируются, поэтому нужно использовать их максимально возможный спектр – от фирменного наименования до коммерческого обозначения. Наиболее защищенными являются фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания. Первые – в силу того, что заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, вторые – получают защиту после регистрации в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания.
Это актуально для любого известного бренда, в том числе и для девелоперского. Никто из компаний не застрахован от "вирусных атак". Особенно со стороны "смежников" - фирм, работающих в соседних областях. В недвижимости такими могут быть строительные или логистические компании.
Компаниям принадлежит исключительное право использования своего бренда, однако мошенники это право нарушают и пользуются чужим брендом как своим собственным. Подобная деятельность уголовно наказуема. В случае обнаружения "смежную фирму" обычно ликвидируют. Кроме того, правообладатель вправе требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения.
Однако, как показывает практика, судебный процесс может затянуться на годы, а компенсации оказаться не выплаченными.