Крупный бизнес вынужден пользоваться лицензионными программами. Очередь дошла до сегмента малого и среднего бизнеса (SMB).
Малый и средний бизнес проявляет все больший интерес к лицензионному ПО. Тенденция, по словам главы представительства компании «Аксофт» в Казани Рустема Мукминова, стала особенно отчетливо прослеживаться с начала 2009 года. При том, что спрос со стороны крупных компаний и госструктур наоборот неуклонно снижается.
Справка: «Аксофт» – дистрибутор широкого спектра программного обеспечения на рынке России и СНГ. Компания основана в 2004 году. Входит в структуру Softline, являющейся ведущим поставщиком и авторизованным партнером известных мировых производителей ИТ. Компания имеет партнерскую сеть из более чем 5500 компаний по всей территории России и стран Ближнего Зарубежья. Прибыль компании составила: в 2004 г. более 8,3 млн. долл., 05 — около 11,2 млн. долл., 06 — около 26,9 млн. долл., 07 — более 70,5 млн. долл., 08 — около 93,7 млн. долл
Одним из основных факторов, влияющих на динамику потребления ПО, — отмечает Рустем Мукминов, — стала борьба за его легализацию.
По словам генерального директора Центра компетенции и дистрибуции Trend Micro Михаила Кондрашина, в условиях кризиса только крупные штрафы за использование пиратского ПО могут заставить компании перейти на лицензионное ПО.
Справка: Компания Trend Micro основана в 1988 году. Штаб-квартира находится в Токио, Япония Интересы корпорации Trend Micro в России и странах СНГ представляет Центр развития бизнеса — компания ЗАО «АПЛ». Центр развития бизнеса Trend Micro в России и СНГ обеспечивает продвижение, поставку и техническое сопровождение продуктов Trend Micro. По объемам продаж антивирусной защиты в России занимает 4-место. Совокупный чистый объем продаж Trend Micro за 3 квартал 2008 год соответствует 241 миллиону долларов США. Компания прогнозирует, что к 2009 году в ее продажах на территории России доля ПО для сегмента MSB составит до 33% — во многом за счет внедрения ИТ-сервисов, предполагающих постоянное сотрудничество с конечным клиентом.
Регулярные милицейские проверки и антипиратские судебные процессы заставляют отказаться от сомнительной и опасной экономии. Только за прошлый год в Татарстане, по данным начальника УБЭП МВД по РТ Марса Бадрутдинова, было выявлено 287 преступлений в сфере интеллектуальной собственности. 120 из них проходило по статье 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав, в том числе и использование программных средств).
Региональный представитель «Лаборатории Касперского» Ильгизяр Хайруллин соглашается, что спрос на антивирусные программы не снижается, чутко реагируя на процесс легализации основного ПО. При этом потенциал для роста остается значительным. Объем рынка операционных систем в России существенно превосходит продажи антивирусов. Представители малого и среднего бизнеса в данный момент покупают меньше трети реализуемых систем информационной безопасности. Эксперты ожидают, что в течение 2009 года, их доля вырастит до 40–50%.
Справка: «Лаборатория Касперского» — производитель систем защиты от вирусов, спама и хакерских атак. Основана в 1997 году. В России «Касперский» является самым распространенным антивирусом с. 35%-й долей домашних и 38% рабочих ПК. По данным «Лаборатории Касперского», выручка компании на рынке антивирусной и контентной фильтрации в России и странах Закавказья в 2008 году превысила 3 млрд рублей (100 млн долл.) в ценах конечных пользователей. По сравнению с. 2007 годом рост выручки составил 80%.
На руку российским производителям играет и девальвация рубля. Как отмечает коммерческий директор питерской компании «Агнитум» Виталий Янко, импортное ПО из-за роста курса доллара стало неоправданно дорогим.
Справка: Agnitum Ltd. – производитель программных средств для защиты корпоративных и домашних компьютеров. Компания была основана в Санкт-Петербурге в 1999 году и предлагает четыре основных продукта Outpost. Доля на рынке ПО для защиты ПК домашних пользователей и организаций малого бизнеса на конец 2007 года составляет, по оценкам компании, 9,5% в денежном исчислении. Согласно результатам тестирований VirusBulletin, опубликованным в феврале 2008 года, антивирусный монитор Outpost 2008 входит в число 5 лучших (из 12 популярных в России) антивирусов, малозаметно влияя на быстродействие ПК даже в режиме повышенной защиты.
С этим мнением, однако, не согласен менеджер по развитию бизнеса в ПФО компании «Майкрософт Рус» Кирилл Семенихин: «Сейчас на рынке наблюдается в целом снижение деловых активностей. Снижение объемов продаж ПО вызвано именно этим фактором, но никак не ценой на программные продукты, которая, к слову, является рублевой и никак не зависит от отношения курса доллара к рублю»
Справка: Microsoft в России. С ноября 1992 года в России действует представительство (с июля 2004 года — ООО «Майкрософт Рус»), которое занимается продвижением программного обеспечения, развитием партнерской сети, внедрением продуктов, локализацией передовых решений и развитием рынка информационных технологий России. На текущий момент компанией открыто 34 офиса и представительства во всех федеральных округах
В то же время, в отличие от производителей отечественной антивирусной продукции представитель Майкрософт не столь оптимистичен в вопросе о росте интереса сегмента малого и среднего бизнеса к лицензионному ПО. Текущая экономическая ситуация либо уже создала, либо создаст в будущем сложности практически всем компаниям, работающим в самых различных отраслях экономики и промышленности, будь то малое, среднее или крупное предприятие, считает Кирилл Семенихин. «Уже сегодня часть компаний, независимо от своей величины, заморозила бюджеты на ИТ. На встречах с руководителями таких предприятий и организаций, посвященных обсуждению перспектив развития и текущей поддержке ИТ-инфраструктуры, мы чаще всего слышим фразу «вернемся к этому вопросу позднее “ — посетовал он.