Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Поэтому вопросы, связанные с усилением защиты интеллектуальной собственности в последние годы являются предметом повышенного внимания со стороны руководства нашей страны. Для контроля за данным направлением работы Правительством РФ была создана специальная Комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, её правовой охране и использованию, в которую входят представители Генеральной прокуратуры РФ.
С 1 января 2008 г. в силу вступила специальная четвёртая часть Гражданского кодекса РФ, регламентирующая вопросы интеллектуальной собственности в целом и вопросы авторского права, в частности.
Единственная в России организация, представляющая интересы создателей произведений литературы и искусства, - Российское Авторское Общество (РАО), учрежденное российскими авторами и иными правообладателями в августе 1993 г.
Тогда же в силу вступил Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (ныне утратил силу), который установил, что в целях обеспечения имущественных прав авторов в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю и т.д.) могут создаваться организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться только самими правообладателями, и поэтому действовавшая до этого момента государственная система коллективного управления уже не могла далее функционировать.
Для чего нужна система управления правами на коллективной основе? Действующее законодательство устанавливает, что любое использование произведения возможно только с согласия правообладателя и с выплатой авторского вознаграждения. Однако не всегда пользователь в состоянии получить такое согласие от всех авторов, чьи произведения он использует. Например, круглосуточно вещающая телерадиовещательная компания в сутки использует тысячи произведений, как российских, так и иностранных авторов. Соответственно, для того, чтобы её деятельность была правомерной только на одни сутки вещания должны быть получены разрешения от тысяч авторов. Естественно, что практически осуществить это невозможно.
Для того чтобы защитить имущественные права авторов и помочь пользователям правомерно использовать произведения, и была создана система коллективного управления правами. Суть её вкратце заключается в том, что авторы, наследники и иные правопреемники авторов создают общественную организацию, заключают с ней договоры о передаче права управления правами на коллективной основе, в соответствии с которыми организация получает право выдавать разрешения пользователям, собирать причитающееся за использование вознаграждение и выплачивать его правообладателям.
С учётом международной интеграции и невозможностью использования в какой-либо стране только произведений национальных авторов, организации по управлению правами на коллективной основе действуют практически во всех цивилизованных странах мира и строят взаимоотношения друг с другом на основе двусторонних соглашений о взаимном представительстве интересов.
В настоящее время членами РАО является более 25 тыс. российских авторов и правопреемников авторов. На основании договоров РАО также представляет интересы правообладателей-юридических лиц, которые приобрели у авторов исключительные права на произведения. У РАО имеется более 160 договоров с иностранными авторско-правовыми организациями, в соответствии с которыми на территории России РАО представляет интересы более 1 млн. иностранных авторов.
Для обеспечения защиты интересов авторов на всей территории страны у РАО есть 12 региональных филиалов и представительства практически во всех субъектах РФ.
ГК установил новый правовой порядок функционирования организаций по управлению правами на коллективной основе (далее по тексту - ОКУП).
Такая организация вправе выдавать разрешения на использование произведений только от имени лиц, передавших ей соответствующие полномочия.
ОКУП, в соответствии со ст. 1244 ГК, может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в указанных в данной статье ГК сферах коллективного управления.
Вопрос о государственной аккредитации ОКУПов решается специально уполномоченным органом - Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультра) в соответствии с "Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами", утвержденным постановлением Правительства РФ №992 от 29 декабря 2007 г.
В августе 2008 г. состоялось заседание аккредитационной комиссии, которая рекомендовала аккредитовать РАО и в соответствии с приказоми Росохранкультуры № 15 и 16 от 15.08.2008 г. РАО получило государственную аккредитацию на управление правами в следующих сферах: - Управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путём ретрансляции; - Осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения.
Пункт 3 статьи 1244 предоставляет аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе право наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила соответствующие договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения и для тех правообладателей, с которыми у неё такие договоры не заключены.
Таким образом, в настоящее время РАО представляет интересы всех российских авторов, за исключением тех, кто в установленном порядке изъял свои произведения из реестра РАО (со списком таких лиц можно ознакомиться на сайте РАО: www.raо.ru), а также интересы иностранных авторов.
Статья 1229 ГК устанавливает, что третьи лица не могут использовать произведения без согласия правообладателя.
Следовательно, любая организация, которая использует тем или иным способом произведения должна иметь лицензионный договор с РАО и выплачивать авторское вознаграждение. У кинотеатров, в которых осуществляется публичное исполнение аудиовизуальных произведений, должны быть договоры с РАО о выплате вознаграждения, поскольку в данном случае разрешение на использование аудиовизуального произведения они получают от правообладателя на фильм в целом, а автор музыкального произведения (с текстом или без текста), в соответствии с п.3 ст.1263 ГК, при публичном исполнении аудиовизуального произведения сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение музыкального произведения.
Использование произведений без договора с РАО, т.е. без согласия правообладателей, является в соответствии со ст. 1229 ГК незаконным и влечёт ответственность, установленную ГК и иными нормативными актами. В подавляющем большинстве случаев при бездоговорном использовании произведений РАО обращается с исками в судебные органы и взыскивает с пользователей компенсацию за нарушение прав.
Статья 1301 ГК устанавливает, что правообладатель вправе требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей. За нарушение прав авторов помимо гражданско-правовой ответственности законодателем предусмотрена также уголовная и административная ответственность.
Меры прокурорского реагирования были бы стать существенным вкладом органов прокуратуры в дело защиты прав и законных интересов правообладателей и борьбы с "пиратством" не только в сфере контрафактной продукции, но и в сфере бездоговорного использования произведений, которая фактически является специфической формой "пиратства".
Статистика показывает, что количество уголовных дел, возбужденных по нормам статьи 146 УК РФ против лиц, незаконно использующих объекты авторских прав, практически нет.
Между тем даже такая форма прокурорского реагирования, как вынесение предостережения является огромным фактором для предотвращения правонарушения. Так, в недавно открытом концертном зале "Барвиха Luxury Village" проходил концерт одного итальянского певца. Предварительные переговоры между РАО и организатором гастролей не давали никаких результатов: пользователь категорически отказывался заключать лицензионный договор и выплачивать авторское вознаграждение. Однако после вынесения предостережения Одинцовской городской прокуратурой договор был подписан и авторское вознаграждение было выплачено.
Большую помощь оказывают представителям РАО прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской области, Пермского края, которые эффективно используют превентивные меры в отношении организаторов концертов и гастрольных туров, которые, как "летучие голландцы", пытаются приехать в какой-нибудь город, провести концерт, собрать выручку и "улететь", не выплатив авторское вознаграждение.
Помимо "пиратской" деятельности организаторов гастролей, огромное количество баров, кафе, ресторанов на территории всей страны также используют произведения авторов неправомерно.
РАО - единственная аккредитованная государством организация, но, к сожалению, мер воздействия на нарушителей у общественной организации, кроме, как обращения в судебные органы, нет.
РАО надеется на то, что органы Прокуратуры будут ещё активнее сотрудничать с представителями РАО и меры прокурорского реагирования будут применяться более активно. Повышению эффективности в работе по борьбе с нарушениями прав авторов могло бы способствовать укрепление и совершенствование методов взаимодействия органов прокуратуры и РАО.
Противодействовать противоправной деятельности организаторов концертов и гастролей могли бы совместные с налоговыми службами проверки сведений о суммах валового сбора, поступивших от продажи билетов, от которых, как правило, производится выплата авторского вознаграждения. Ведь значительное количество средств не показывается не только представителям РАО, но и налоговым органам, что приводит не только к неполучению авторами вознаграждения, но и к недополучению государством значительных сумм налоговых поступлений.
В отношении злостных нарушителей авторского права крайне эффективным средством борьбы могла бы стать реализация органами прокуратуры требований статьи 1253 ГК в части предъявления требований о ликвидации юридического лица-нарушителя или лишения физического лица статуса индивидуального предпринимателя в случае неоднократного или грубого нарушения авторских прав.
Полагаем, что усилению борьбы с правонарушениями в области авторских право способствовало бы создание четкой схемы взаимодействия органов прокуратуры и РАО, оперативного обмена информацией о пользователях, нарушающих действующее законодательство.
Наверняка, определённый интерес для работников прокуратуры и сотрудников РАО могли бы представлять периодические встречи, как в Москве, так и в регионах и разработка совместных мероприятий. Со своей стороны, РАО готово оказывать всестороннюю помощь органам прокуратуры.
В заключение хочу поблагодарить редакцию столь уважаемого журнала за возможность выступить на его страницах и представить широкому кругу сотрудников прокуратуры информацию о деятельности РАО и тех проблемах, которые мы хотели бы решать совместно с органами прокуратуры.
Надеемся на то, что данный материал будет только первым шагом на пути построения системы сотрудничества, которая в итоге приведет к улучшению ситуации с защитой прав авторов на территории нашей страны.