Пятница, 29.03.2024, 11:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости ИС в Украине [1189]
Новости ИС в мире [1517]
Конференции, выставки, семинары [420]
Интересные новости [57]
Новости ИС в Днепропетровске [67]

Поиск по сайту

Друзья сайта

Полезные ссылки

Главная » 2009 » Август » 20 » Ценовая конкуренция с пиратами для легального производителя бесперспективна
Ценовая конкуренция с пиратами для легального производителя бесперспективна
10:04
Председатель совета директоров Российского авторского общества Сергей Федотов полагает, что отечественные пираты воруют у правообладателей каждый второй рубль. Беседовал Олег Максименко

Сергей Сергеевич, как введение в действие IV части Гражданского кодекса РФ повлияло на ситуацию с авторскими и смежными правами?
– В целом положительно. Усилена защита прав авторов, ужесточена ответственность за нарушения, вплоть до ликвидации юрлица. Лучше проработаны вопросы распоряжения исключительным правом, более тщательно продуманы виды и особенности договоров, связанных с предоставлением авторских и смежных прав.
В сфере управления правами на коллективной основе сделан большой шаг вперед – введен механизм государственной аккредитации. Это позволило прекратить мошенническую деятельность большого количества организаций, своей деятельностью, по сути, прикрывавших пиратство.
Вместе с тем в четвертой части Гражданского кодекса остались некоторые непроработанные вопросы, создающие лазейки для недобросовестных пользователей. Например, ГК РФ не содержит понятия «пользователь произведения», что вызвало трудности при лицензировании публичных исполнителей.
Кроме того, в тексте кодекса используется ряд понятий, определение которым не дается. Например, «грубое нарушение права на результаты интеллектуальной деятельности». При этом, согласно законодательству, за «грубое нарушение» авторских и смежных прав юридическое лицо может быть ликвидировано. То есть такая норма открывает дорогу для произвола. В частности, она может быть использована в конкурентной борьбе, а также недобросовестными представителями правоохранительных органов для давления на коммерческие структуры.
Другой пример. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения допускается создание произведений в жанре литературной, музыкальной или иной пародии. Однако в связи с отсутствием в законе понятия «пародия», ряд пользователей допускает злоупотребление своими правами, утверждая, что чуть ли не каждая переработка произведения является пародией. Это породило многочисленные судебные разбирательства по данному поводу. 

Российское авторское общество получило государственную аккредитацию в 2008 году. Как это отразилось на результатах вашей деятельности?
– Мы получили право осуществлять управление правами и сбор вознаграждения не только для правообладателей, с которыми у РАО заключены договора, но и для тех, с которыми официальных отношений не установлено.
Получение государственной аккредитации позволило устранить ряд неопределенностей в отношениях с пользователями. Теперь существует одна организация – Российское авторское общество – с которой всем пользователям надлежит заключать лицензионные договоры или соглашения о выплате авторского вознаграждения. Существенно сократился и объем документов, которые РАО предоставляет в суды.
Авторское вознаграждение, собранное РАО в 2008 году, составило около 2,2 млрд рублей. Таким образом, годовой прирост общего объема авторского вознаграждения по сравнению с 2007 годом вырос на 40,5%.

Какие потери несут авторы и бюджет от деятельности интеллектуальных пиратов на территории России?
– Следует оговориться, что в международной практике под пиратством принято понимать, главным образом незаконное тиражирование объектов авторских и смежных прав на материальных носителях – кассетах, дисках, флеш-носителях и т.д. Но это слишком узкое понимание проблемы. Очень большой ущерб правообладателям наносит незаконное использование их произведений в интернете, в качестве музыкального сопровождения в ресторанах и других общественных местах, исполнение на концертах, вещание на радио и телевидении. Убытки авторов, исполнителей и других правообладателей оцениваются нами на уровне 2 млрд рублей в год. А бюджет, соответственно, недополучает налоги на сумму около 260 млн рублей.
Для сравнения. В 2007 году РАО собрало в качестве авторских вознаграждений 1,5 млрд рублей (около $60 млн). В том же году в США общество по управлению коллективными правами ASCAP собрало более $700 млн, что более чем в 11 раз превышает наши сборы. В прошлом году РАО увеличило свои показатели почти до 2,2 млрд рублей. Но это все равно очень мало. В 12 раз меньше, чем в Германии, в 8 раз – чем во Франции и в 9 раз ниже, чем в Великобритании.

Какой уровень пиратства в России? Согласны ли вы с оценками Международного альянса по интеллектуальной собственности, оценивающими его в 70%?
– Мы не проводили специальных исследований и поэтому точных оценок дать не можем. Однако в области тиражирования музыкальных произведений с оценками МАИС можно согласиться. Вместе с тем, нужно понимать, что рынок материальных носителей постепенно «затухает» и вытесняется интернетом, где подавляющая часть музыкального контента является пиратской.
Причина этого не только в нежелании соблюдать закон, но и в объективной сложности индивидуального лицензирования в интернете: количество используемых произведений неимоверно велико, поэтому необходимые для заключения лицензионных договоров многочисленные контакты с правообладателями явно неосуществимы. Многие владельцы сайтов готовы платить, но для них объективно невозможно «очистить» весь репертуар, находящийся в обороте.

И что же следует делать?
– Уже давно назрела необходимость введения государственной аккредитации распространения произведений в интернете. В стране должна быть единая организация, к которой можно будет обратиться для заключения лицензионного договора на весь необходимый пользователю репертуар. Во многих зарубежных странах общества по коллективному управлению интеллектуальной собственностью такую функцию исполняют. Например, PRS в Великобритании.
Хочу обратить внимание на то, что в широких обсуждениях незаслуженно забыты и другие сферы пиратского использования авторских и смежных прав – публичное исполнение, а также эфирное и кабельное вещание. Многие концертные организации, филармонии, кинотеатры, предприятия общественного питания и транспорта уклоняются от заключения лицензионных договоров. Они предпочитают выплачивать авторское вознаграждение только по решению суда, полагая, что тем самым «экономят» расходы по выплате авторского вознаграждения.

Вы можете привести конкретные примеры?
– Не было выплачено авторское вознаграждение за концерты Scorpions (в Самаре), Deep Purple (в Ростове-на-Дону), Лары Фабиан (в Москве). Такая же ситуация складывается с выступлениями популярных российских исполнителей.
Кроме того, значительная часть российских телерадиовещательных компаний не имеет лицензий РАО и уклоняется от выплаты авторского вознаграждения…

Значительная часть – это сколько?
– По нашим данным, на территории России вещает более 2 тыс. компаний, при этом на 1 января 2009 года заключено менее 1,3 тыс. лицензионных договоров.
Кстати, как ни странно, но большой проблемой является уклонение от заключения лицензионных соглашений и выплат вознаграждения со стороны государственных и унитарных муниципальных предприятий, которые зачастую мотивируют это нехваткой средств или административными препятствиями.

Можно ли резко уменьшить уровень пиратства простым снижением цен на лицензионное программное обеспечение, аудио и видео диски?
– Затраты пиратов минимальны и связаны только с производством и транспортировкой. Поэтому ценовая конкуренция с ними для легального производителя бесперспективна.

Какие дополнительные меры могли бы снизить уровень пиратства в России?
– К сожалению, гражданско-правовые способы защиты авторских прав не дают должного эффекта. Это связано с масштабами нарушений, сложностью их документирования, недостаточной квалификацией судий.
По нашему мнению, без масштабного привлечения нарушителей авторских прав к административной и уголовной ответственности кардинальным образом изменить ситуацию к лучшему будет очень сложно.
Необходимо на законодательном уровне проработать способы сбора доказательств нарушений авторских и смежных прав, которые могли бы эффективно использоваться в судах.
Полагаю, что хорошим инструментом контроля за законностью выступлений популярных артистов-исполнителей могло бы стать принятие федерального закона, предусматривающего выдачу организаторам концертов так называемых «гастрольных удостоверений».
Для эффективной борьбы с пиратством необходима также оценка доходов от незаконного использования произведений. В частности, в сфере публичного исполнения необходимо законодательство по билетному хозяйству, а также обеспечение прав доступа аккредитованной организации к финансовой информации.

Источник: http://www.finansmag.ru
Категория: Новости ИС в мире | Просмотров: 1090 | Теги: Авторское право |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Облако тегов

Рассылка новостей
Рассылки@Mail.ru
Новости интеллектуальной собственности в Украине

Случайные новости
Роспатент разъясняет смысл IV части Гражданского кодекса в отношении ПО
"Промислова власність", №21
Україна і Китай мають намір тісно співпрацювати у питанні захисту прав інтелектуальної власності
Казахстан развивает науку
Набуває чинності нова версія МПК 2008.04
Региональные семинары для специалистов в области интеллектуальной собственности Центрального и Северо-Западного федеральных округов России
115 лет назад (1893) в США официально зарегистрирован товарный знак «Кока-Кола»

Статистика
PR-CY.ru Web Optimizator
Сегодня на сайте были:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright dp-patent © 2024Сайт управляется системой uCoz
Контакты: тел: +38 (066) 184-32-07, dppatent@gmail.com