Инкубатор - это венчурная инвестиционная модель,
целью которой является ускоренная подготовка и быстрый вывод на рынок компаний
и их проектов.
Первоначально задача инкубаторов состояла в том,
чтобы помочь молодым компаниям встать на ноги и быстро вывести их акции на
биржу. Западные инкубаторы действовали по хорошо отлаженной схеме: взять под
опеку начинающую компанию или предпринимателя в обмен на долю в проекте,
развить проект до определенного масштаба, найти инвестора или вывести его акции
на биржу и продать свою долю.
Однако постепенно инкубаторы стали стараться
сохранить контроль над своими наиболее успешными компаниями, оставляя за собой
определенный пакет акций и после выпуска акций на бирже. Таким образом, стали
возникать конгломераты с гибкой структурой управления.
В чем
залог успеха?
Одним из основных составляющих успеха молодой
компании на этом рынке является скорость развития. Вторая составляющая успеха -
способность к партнерству: выжить компании в одиночку на этом рынке практически
невозможно, что делает неизбежным формирование альянсов и партнерских
отношений.
Еще одна отличительная черта успешной компании -
это ее способность к новаторству и непрерывному развитию. Инновации и развитие
должны быть заложены в самой структуре компании и поставлены на поток. Так же
как и культивирование талантов - эти таланты являются главным активом компании.
В этих условиях инкубаторы оказались именно той
организационной структурой, которая способна объединить эти условия. Они
создают контролируемую среду, которая обеспечивает заботу, выращивание и защиту
для новых предприятий на самой ранней стадии их развития - вплоть до обретения
ими готовности к самостоятельному развитию.
Сергей Каленчук, руководитель проекта: "Само
понятие "бизнес-инкубатор", объединяет в себе и бизнес как средсво
зарабатывания денег и инкубатор, как что-то, что должно помочь чему-то
маленькому дорасти до самостоятельной жизни. По сути, понятие заключается в
том, что это предприятие, которое помогает другим идеям доживать до того этапа,
когда оно уже может самостоятельно плавать в мире бизнеса".
В
скорлупе
Средний срок поддержки проекта в инкубаторе - 5-8
месяцев. По мнению менеджеров инкубатора, это вполне реальные сроки,
позволяющие не только стартовать проекту, но и показать себя на рынке.
В инкубатор отбираются талантливые предприниматели
с грамотной командой и ясным пониманием стратегии развития. Им предоставляется
офис и обеспечивается инфраструктурная поддержка: от оборудования и канала в
Интернет, до таких услуг, как подбор персонала, выработка стратегии развития,
поиск инвестора.
Обязательным условием является то, что клиенты
должны сидеть в офисе "Инкубатора". При этом бухгалтерским учетом
должна заниматься финансовая служба инкубатора.
Предполагается, что в тот момент, когда команда
приходит в инкубатор, она имеет ясный бизнес-план, в котором расписана по шагам
деятельность на ближайший год и есть понимание того, как проект будет
развиваться в перспективе.
Проект, попавший в инкубатор, обеспечивается
небольшими инвестициями - от 20 до 100 тысяч на полгода, за это
"Инкубатор" требует свою долю в проекте - от 20% до 50%. При этом
инкубатор, обладая 50% акций, хотя и не может диктовать авторам условия, но у него
есть блокирующее право на некоторые важные решения. Тем не менее, управление
остается внутри компании, куратор от инкубатора не является директором.
Владислав Кондратенко менеджер проекта: "У
меня была очень долгое время идея о создании такого сайта, о внесении
искусства. Но были некоторые барьеры вхождения в рынок. Это технические
проблемы, которые были связаны с созданием сайта, с какой-то юридической
консультацией, возможные проводки с бухгалтерией. Поэтому мне посоветовали
обратиться в бизнес-инкубатор".
Сергей Каленчук руководитель проекта: "Наша
задача - помочь бизнесмену понять суть своей идеи, помочь бизнесмену выразить
ее понятным языком для инвестора. Найти этого инвестора, договориться с ним.
Иногда этим инвестором выступаем мы сами, если идеи касаются нашего профиля. И
дальше мы помогаем с управленческими навыками, бухгалтерскими и юридическими
аспектами. То есть, всеми аспектами, которые необходимы для работы любого
предприятия".
С юридической точки зрения помещение в инкубатор
означает следующее: инкубатор регистрирует новую компанию, в которой
фиксируется свое долевое участие (до 50%). В договорном порядке решаются
вопросы, связанные с авторскими правами, торговыми марками, об условиях продажи
проекта, в котором указывается, что авторы доверяют инкубатору продать
инвесторам часть их доли. В результате, к моменту выхода из инкубатора
пропорция 50%:50% между инкубатором и автором превращается в 80%:20% - между
инвестором и автором.
Всеми операциями, связанными с продажами,
занимается интернет-инкубатор.
Здесь возникает опасение, что заявки на вхождение в
инкубатор могут быть рассмотрены и отклонены, а идеи проекта могут быть
украдены. То есть возникает вопрос защиты интеллектуальной собственности.
Однако по мнению менеждеров инкубатора, идея без предпринимателя и команды
никакой ценности не представляет.
Что же
должен знать предприниматель, обращаясь в инкубатор?
По мнению специалистов, прежде всего, необходимо
проанализировать, насколько бизнес-модель, используемая инкубатором, подходит для
предпринимателя или его компании, какие услуги, предоставляемые инкубатором,
являются крайне необходимыми, а без каких услуг можно обойтись.
Второй немаловажный фактор - это узнать, какие
компании уже присутствуют в инкубаторе и чем эти компании могут помочь друг
другу.
Наконец, важно знать, каков предшествующий опыт
руководителей, сотрудников и даже инвесторов инкубатора, насколько он будет
полезен именно данному проекту, какие налаженные связи может предложить
инкубатор. Существуют ли примеры успешных компаний, выращенных в инкубаторе.