В России до 90 процентов пользователей не платит авторам за использование их музыкальных произведений. Как перевести вопросы авторского права на рельсы цивилизованных отношений? Об этом в интервью корр. ИТАР-ТАСС рассказал заместитель генерального директора Российского авторского общества Олег Патрин.
Олег Владимирович, как можно охарактеризовать нынешнее состояние авторского права в России? Приведу несколько цифр. В 2007 году РАО собрало около 1,5 млрд рублей, в 2008 - 2,2 млрд рублей, а с начала этого года - уже 1,65 млрд. Это те денежные средства, которые по договорам поступили на наш расчетный счет для перечисления авторам. Что касается регионального управления по УрФО, то здесь за 7 месяцев 2008 года было собрано 33 млн руб, а нынче эта цифра составляет уже более 44 млн руб. Это говорит, с одной стороны, о том, что наша организация стала лучше работать, а с другой - о том, что пользователи стали ответственнее подходить к требованиям законодательства в сфере авторского права. Тем не менее, несмотря на позитивную динамику сбора авторского вознаграждения средств, существенное количество предприятий общественного питания до сих пор не заключили договоров с РАО. На сегодня их свыше 70 проц. Среди предприятий торговли таких более 90, а с гостиницами ситуация и вовсе неприглядная. К примеру, в Свердловской области ни одна из них не имеет договора.
Поясните, в чем заключается суть вашей работы и почему пользователи должны заключать договоры именно с вами? Наша работа заключается в том, чтобы представлять интересы авторов. Все организации независимо от формы собственности, которые в своей деятельности публично используют музыкальные произведения, обязаны по закону получить на это разрешение. Таким разрешением, помимо прямого разрешения от правообладателя, для них является лицензионный договор с РАО, как с организацией, получившей государственную аккредитацию на деятельность в сфере авторского права. Заключать договоры обязаны все предприятия общественного питания, предприятия, транспорта, торговли, телерадиокомпании и так далее. Это закон. Причем даже в том случае, если где-то в публичном месте, например в кафе, транслируется радио- или телепрограммы. Теле- или радиостанция заключает договор на выпуск программ в эфир, а администрация кафе обязана заключить договор, потому что это уже «публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи». Так это прописано в Гражданском кодексе.
То есть, все названные вами категории предприятий должны заключить с РАО договор и перечислять определенную сумму. Это дорого? Есть утвержденные ставки. Ставки авторского вознаграждения устанавливаются Правительством РФ и Авторским Советом РАО. Если брать предприятия общественного питания, то ставка здесь рассчитывается дифференцировано - в зависимости, к примеру, от посадочных мест. В среднем ресторан должен платить от 1,5 до 3 тысяч руб. в месяц. За это он получают право использовать музыкальные произведения на законных основаниях. А это около 25 тысяч российских авторов и свыше 2 млн. зарубежных. Фактически это 99,9 процентов всей музыки, которую вы где-либо слышите. Кстати, после получения в августе прошлого года государственной аккредитации мы имеем право собирать вознаграждение от имени ВСЕХ авторов, в том числе и тех, кто не заключил с нами договор.
Как распределяются собранные средства? РАО - это некоммерческая организация. Мы не ставим своей целью получение прибыли. До 85 процентов собранных средств идет на выплаты авторам. Сумма этих выплат определяется по специальной системе в зависимости от частоты использования произведений. Предприятия дают нам отчеты о количестве исполнений, и после этого определяется размер конкретных вознаграждений. Причем речь идет не только о Российской Федерации. На основании заключенных договоров о взаимном представительстве интересов с зарубежными авторско-правовыми обществами мы представляем на территории Российской Федерации интересы как российских, так и иностранных авторов.
Как можно побороть правовой нигилизм в сфере авторских прав? Давить на сознательность или использовать репрессивные методы? И то и другое. Надо вести разъяснительную работу, объяснять людям, что они по существу занимаются воровством, незаконно используя чужую интеллектуальную собственность. Ну и конечно, следить за соблюдением законодательства. На сегодня мы активно используем возможности судебной системы. РАО ведет порядка 900 судебных дел в год, большинство из которых выигрывает. При этом в качестве ответчиков привлекаются не только предприятия общепита, но и крупные концертные организации. Суммы исковых заявлений доходят до 3 млн руб. А в отношении некоторых организаторов концертов заведены уже уголовные дела. За защитой прав авторов РАО обращается за помощью и в прокуратуру, и чаще всего прокуратура оперативно реагирует на сообщения о нарушениях законодательства РФ об авторском праве. К примеру, в Свердловской области мы договорились с прокуратурой о проведении совместных проверок финансово-хозяйственной деятельности организаторов концертов и о проверке билетных касс города. По их итогам прокуратура будет применять меры прокурорского реагирования, направленные на соблюдение законодательства об авторском праве. Источник: http://www.tass-ural.ru