На мировом рынке торговли интеллектуальной собственностью происходит научно-техническая революция, способная привести к катастрофе в индустрии развлечений. Если раньше легальный (лицензионный) товар в виде дисков-носителей конкурировал с нелегальным в таком же формате, то теперь конкуренцию им обоим составляет Интернет.
Услуга по скачиванию из Сети файлов различного формата имеет массу преимуществ — в том числе, дает возможность несравнимо более компактного хранения. В результате правообладатели лишаются гораздо большей части доходов, чем из-за «традиционного» пиратства. Например, по подсчетам Ассоциации кинофильмов Америки, с июня-2008 по июнь-2009 видео-пиратство нанесло ведущим голливудским киностудиям ущерб в размере $6,1 млрд. Подобные потери отнюдь не вдохновляют правообладателей.
Недалек тот день, когда продажи на фирменном носителе вообще могут остановиться, не выдержав недобросовестной конкуренции. А удобный и объективно защищенный механизм массовой торговли интеллектуальной собственностью через виртуальное пространство пока не выработан.
Проблема настолько актуальна, что многие страны ищут решение на государственном уровне. Недавно «антироджерский флаг» подняла Франция. Нижняя палата парламента этой страны одобрила законопроект, в соответствии с которым за нелегальное скачивание сначала будут предупреждать о грозящем наказании электронным письмом, затем — по почте, а если пользователь не отреагирует должным образом, его могут лишить доступа в Интернет сроком до одного года. Для особо злостных нарушителей предусмотрен штраф до 300 тыс. евро или даже тюремное заключение.
О том, чтобы перенять французский опыт, подумывают и в Великобритании. При этом некоторые британские провайдеры уже практикуют отключения от сети пользователей, незаконно скачивающих музыку. Определенные законодательно-карательные меры по интернет-пиратству есть в Германии.
В Японии профильное министерство разработало свою антипиратскую систему. С 2010 года специальная программа, установленная на мобильном телефоне, будет проверять все скачанные из сети музыкальные файлы. Если какой-то из них окажется нелегальной копией, то пользователь увидит на экране мобильника предупреждающее сообщение. Дальнейшее скачивание пиратских файлов система просто заблокирует.
Безусловно, ни одна из законодательных мер крест на пиратстве не поставит. В лучшем случае —ограничит его масштабы. Тем более, сами пираты сдаваться не собираются. Так, в конце августа популярный файлообменныый веб-ресурс The Pirate Bay возобновил свою деятельность, несмотря на судебное преследование. Вопрос защиты «права на халяву» даже начинает приобретать политический привкус. На прошедших летом 2009 года выборах в Европарламент вполне легальная шведская Партия пиратов (т.е. партия, борющаяся за легализацию файлообменных сетей и защиту прав на контент интернет-пользователей) набрала 7,1% голосов и получила одно место в европейском законодательном органе власти.
В России, из-за отставания от Европы по числу интернет-пользователей и специфики административного менталитета, борьба пока ведется не столько с файлообменными сетями, сколько с контрафактными дисками на лотках. На сегодняшний день контрафактные DVD составляют около 70-80% общего оборота дисков. Охотиться за таким контрафактом одно удовольствие — он всегда «под рукой». Да и карать при зримом наличии вещдоков гораздо проще.
Впрочем, «пиратские диски с рук» с рынка вытесняет не столько ударная работа милиции, сколько тот же Интернет. Так, по результатам опроса Исследовательского центра портала SuperJob.ru, бесплатными онлайн-ресурсами для пополнения домашнего собрания фильмов и музыки уже пользуются 69% пользователей Рунета. К примеру, по данным «Российской газеты», с начала проката фильм «Каникулы строгого режима» в Интернете был скачан 1,2 млн раз. При средней цене билета около 170 рублей получается, что картина недобрала в российском прокате примерно 204 млн рублей.
Конечно, скачивание нельзя назвать абсолютно бесплатным — потребитель платит за интернет-трафик. Но все равно это получается дешевле, чем покупать продукт на лицензионных носителях.
В итоге уличный контрафакт уходит в прошлое, и вскоре власть сможет гордо заявить, что очистила прилавки от пиратской продукции. Но сама проблема пиратства так и останется открытой.
Тем временем законопослушные участники рынка вынуждены жить по принципу «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». 24 сентября в продаже появится русскоязычная версия видеогры Batman: Arkham Asylum. Правда, многие российские продвинутые геймеры уже успели игрушку «попробовать», скачав из Интернета англоязычный исходник. На форумах, посвященных прохождению игры, нередко появлялись указания на «глюки». Разработчик же официально выступил с разъяснением, что в видеоигре реализована оригинальная функция борьбы с пиратством: в нелицензионной версии главный герой (Бэтман) не может летать. То есть в пиратских копиях, благодаря системе защиты, исчезает возможность доступа к некоторым опциям, и игра теряет логику. «Это ошибка не в игре, а в вашем моральном отношении к авторскому праву», — заявил один из сотрудников компании-разработчика в ответ на жалобы пользователей.
Впрочем, даже поверхностное знакомство с индустрией интернет-пиратства подсказывает, что научить Бэтмана летать даже на скопированных файлах — дело времени. И российский издатель игры в предстоящей борьбе с пиратами за покупателя больше уповает не на программную защиту, а на различные бонусы (фильм о создании, видеоролики, цветное руководство на русском языке, жетоны с логотипом игры и т.п.).
То есть, конкурируя с пиратами на продажах своего же товара, правообладатели вынуждены пускаться на определенные хитрости. И все равно бороться с пиратством на уровне отдельно взятой компании — дело проигрышное. Даже корпорации Microsoft это оказалось не по силам — что доказал директор сельской школы Александр Поносов, выиграв в суде дело о возмещении морального ущерба с присуждением 250 тыс. рублей. Источник: http://www.rosbalt.ru