Интернет вносит свои поправки в вопрос об авторских
правах. Законы об интеллектуальной собственности не успевают за быстро меняющейся
реальностью, убеждены участники IX Всероссийской конференции авторских и
смежных прав, которая прошла в Москве.
В целом ситуацию на рынке интеллектуальной собственности России можно оценить
как нормальную. Есть Гражданский кодекс, который объединил все виды
интеллектуальной собственности в один корпус законодательства.
Есть и взаимодействие с международным правом в этой сфере. В 1995 году Россия
присоединилась к Бернской конвенции, которая является главным международным
инструментом охраны авторских прав. Этот документ, который был принят в 1886
году, неоднократно пересматривался и дополнялся, последний раз - в
1971 году. К 2010 году участниками Бернской конвенции стали 164 государства.
Хотя конвенция регулирует основные вопросы авторского права, и они остаются
достаточно стабильными с 70-х годов, но в XXI веке требуется учесть изменения,
вызванные новой реальностью, сказал "Голосу России" депутат
Госдумы РФ Анатолий Семёнов.
"Есть ряд вызовов, связанных с цифровым контентом, с интернетом и т.д. Это
главные вещи, которые сейчас взывают к изменениям. Это касается и
интернет-правомочий, то есть замены ряда аналоговых правомочий на цифровые,
изменений целого ряда вопросов по патентному регулированию. Главной
особенностью будет более свободный подход к волеизъявлению в сфере интернета по
распоряжению своими авторскими правами. То есть изменения концепции авторских
прав с принципа «все запрещено» на принцип «что-то запрещено, что-то разрешено".
Отказ от концепции «все запрещено» представитель Госдумы назвал главным трендом
нашего времени. И привел показательный пример. Когда впервые появились
лицензионные диски с музыкой или фильмами, то на них было написано "все
права защищены". Это означало, что любое лицо ничего не может делать с
этим диском, кроме как использовать его в личных целях - смотреть фильм или
слушать песни.
С появлением интернета выяснилось, что эта концепция не работает. Ведь для
того, чтобы разместить материал в Сети, достаточно "просто кликнуть
мышкой". А потому принцип "все запрещено" не работает, исходя из
банального здравого смысла, - все равно автору не отследить, кто и как распорядился
его произведением.
Законодатель оказался перед необходимостью узаконить то, что по факту
существует в Интернете, но обеспечив нужный уровень защиты интересов авторов,
подчеркивает Анатолий Семенов.
"Старый подход, когда все запрещено, всегда подразумевал, что все
делается через автора, но автор не в состоянии был отследить эту проблематику.
И он вынужден был отдавать свои полномочия либо издателям, либо крупным
организациям, которые формально защищали его права, хотя реально защищали свои
интересы. Интернет - тот самый вызов, который меняет эту концепцию, поскольку
авторам не так нужна защита третьих лиц, поскольку они в интернете могут сами
все делать без чьих-то советов и помощи. Единственная проблема - это как
обеспечить им поступление денег. Но это не только вопрос законодательства. Это
вопрос технологических решений", - уверен депутат.
Теперь интернет позволяет поэтам, писателям и музыкантам самостоятельно
отстаивать свои права собственности, без участия посредников. В этом-то и
заключается революционное воздействие Всемирной паутины на концепцию защиты
авторских прав.