В прошлом материале, посвящённом передовым
инновациям 1960-х годов, мы рассказывали о таких важнейших изобретениях, как
лазер, компьютерная мышка, LED-диод, энергозависимая память с произвольным
доступом. Следующее десятилетие было не менее насыщено революционными
разработками, спустя многие годы воспринимаемыми как давно устаревшие, но
положившие начало целым индустриям технологии.
1.
Микропроцессор В ноябре 1971 года компания Intel выпустила первый
коммерческий микропроцессор 4004, благодаря которому появление относительно
доступных домашних систем стало лишь вопросом времени. Ранее большинство
вычислительных машин принадлежали либо крупным корпорациям и исследовательским
институтам, либо создавались любителями техники. Мощность процессора
превосходила построенный в 1946 году ENIAC с 18 тыс. вакуумных ламп, масса
которого достигала 27 тонн. Чипы серии Core 2 Duo содержат почти 300 млн.
транзисторов – в 100 тыс. раз больше по сравнению с 4004, имевшим 2300
элементов. Толщина проводников в нём составляла 10 мкм (10000 нм), а сегодня
этот параметр снижен до 65 нм (толщина волоса человека – приблизительно 100
тыс. нм). Как известно, нынешние процессоры изготавливают из 12" кремниевых
пластин. 40 лет назад стандартом считались 2". Первый 4-битный 4004
работал на тактовой частоте 108 кГц (максимальная – 740 кГц). Уже в 1972 году
появился 8-битный 8008, в 1974 – 2-МГц 8080. Согласно одной из легенд, в
космическом корабле Pioneer 10 (пролетел над Юпитером в декабре 1973 г.) был
использован именно 4004, но по другим данным CPU оказался слишком новым для
внедрения в оборудование.
2.
Рассвет эры видеоигр Первой видеоигрой считается Tennis for Two физика
Уильяма Хигинботема (William Higinbotham), разработанная в 1958 году для
аналоговых компьютеров и осциллографов, но время игр пришло только в 1970-х. В
1972 г. Atari выпустила знаменитый Pong, вскоре после этого свет увидела
настольная консоль Magnavox Odyssey Ральфа Бэера (Ralph Baer) с более или менее
напоминающими контроллеры устройствами, работавшая на электронных элементах без
процессора. К слову, идею Pong основатель Atari Нолан Бушнелл (Nolan Bushnell)
подсмотрел у ранних версий той же Magnavox Odyssey, и позже известный
производитель игровых систем получил судебный иск. Несколько компаний
вследствие успеха Pong выпустили собственные версии, и Atari пришлось
"защищаться" – привлекать потребителей ещё более инновационными
играми. В 1975 году на рынок вышла домашняя версия Home Pong под брендом
Tele-Games, подключавшаяся к телевизору. Органы управления находились, в
отличие от Magnavox Odyssey, на самой приставке.
3.
Дисплеи на жидких кристаллах История открытия и начала использования жидких
кристаллов насчитывает многие десятки лет. Ещё в 1888 году Фредерик Рейнитцер
(Friedrich Reinitzer) обнаружил, что извлечённый из моркови холестерол имеет
кристаллическую структуру со свойствами жидкости. Тогда, конечно, не шла речь
ни о какой электронике. Патенты на некоторые связанные с жидкими кристаллами
технологии получил Джеймс Фергасон (James Fergason) в 1960-х годах. Он основал
компанию Liquid Crystal Company (ILIXCO) и выпустил первые наручные часы с
ЖК-панелью в 1972 г. Существует несколько видов жидких кристаллов, в дисплеях
используется свойство молекул изменять ориентацию при воздействии
электрического поля. В простейшей конструкции дисплея (twisted nematic effect,
дисплеи со скрученными кристаллами) молекулы заключены между прозрачными
электродами и поляризационными фильтрами с перпендикулярными направлениями
поляризации. Кристаллы расположены так, что позволяют свету проходить через оба
фильтра, что без них было бы невозможно. Приложенное напряжение изменяет
ориентацию молекул и при его максимальном уровне свет не проходит. В 1970 г.
TN-эффект также был запатентован Hoffmann-LaRoche, которая лицензировала
технологию швейцарскому производителю Brown, Boveri & Cie и японским
компаниям, начавшим выпускать часы и другие продукты.
4.
Текстовый процессор Первым текстовым процессором был Wang 1200 1971
года выпуска, разработанный компанией Эна Уэнга (An Wang) Wang Laboratories.
Система производила четыре действия: запись, воспроизведение, передача и
редактирование. Устройство страдало от некоторых недочётов, но позволяло
набирать текст значительно быстрее традиционной пишущей машинки. Использовалась
обычная IBM Selectric. Когда оператор вводил символы в режиме записи, они
появлялись на бумаге и записывались в память. Ошибки можно было исправлять тут
же – например, клавишей обратного хода. Клавиша возврата каретки включала
запись 100 байт из памяти на кассету с магнитной лентой, при этом текст уже
содержал все правки. При воспроизведении записанное на кассету переносилось на
бумагу автоматически, но с возможностью внесения изменений. Таким образом, отпадала
необходимость набирать одну страницу несколько раз, если в готовом тексте нужно
было исправить ошибку или строчку.
5.
Электронная почта За e-mail стоит поблагодарить Рея Томлинсона (Ray
Tomlinson), который в 1971 году отправил первое электронное письмо по сети с
помощью написанной им программы SNDMSG. Целевой компьютер располагался рядом с
источником сообщения, но соединены они были через ARPANET. Первые стандарты для
данного вида связи появились в 1973 году.
6.
Цифровая камера Первый функционирующий прототип появился в 1975
году благодаря усилиям Стивена Сэссона (Steven Sasson) из Kodak. Масса камеры
на основе ПЗС составляла 3,6 кг, а разрешение – 0,01 Мп. Разумеется,
изображения были чёрно-белыми. Запись одного снимка на цифровую кассету
занимала 23 секунды, а воспроизведение с неё на экран телевизора – также 23.
Коммерческим продуктом это устройство не стало.
7.
Карманный калькулятор Сегодня умещающийся в ладони калькулятор не
выглядит значительным изобретением, но для 1970-х годов такое устройство не
являлось рядовым. Портативные калькуляторы появились в Японии, одним из них был
выпущенный Sanyo ICC-0081. Вряд ли его можно назвать карманным в буквальном
смысле – габариты составляли 140 x 246 x 60 мм. Первым по-настоящему компактным
устройством стало Busicom LE-120A с LED-дисплеем, также японского производства.
В нём впервые были использованы заменяемые батареи и единственная интегральная
микросхема. Размер счётной машины – 124x72x24 мм. В 1974 году появился
микрокалькулятор и в СССР – Электроника Б3-04. Источник: http://megalife.com.ua