У многих петербургских заведений общепита с недавнего
времени появилась новая строка расходов — отчисления авторам и правообладателям
музыки, которая исполняется в помещениях кафе и ресторанов. Организации по
защите прав интеллектуальной собственности рассылают владельцам требования
оплаты за песни. Одни соглашаются, другие не реагируют. Эксперты полагают, что
действия авторских обществ — "налог на воздух", однако сотрудники
организаций намекают на проблемы в случае отказа от их требований.
Рестораны, бары, пабы, кафе Петербурга получают уведомления с требованием
выплаты отчислений за исполняемую в залах музыку от Всероссийской организация
интеллектуальной собственности (ВОИС). Кроме ВОИС защитой прав авторов и
правообладателей занимается Российское авторское общество (РАО).
Клиентская работа двух организаций предельно проста — сотрудник РАО или ВОИС
заходит в увеселительное заведение или точку общепита, внимательно
прислушивается к играющей музыке и делает диктофонную запись. При этом не
важно, играет ли запись с диска или же включено радио, — закон, по мнению
инспектора, нарушается в любом случае. После этих нехитрых процедур в адрес
заведения поступает письмо с предложением заключения соответствующего договора
для легализации исполняемых фонограмм.
В распоряжении редакции ЗАКС.Ру оказалось подобное письмо. Там говорится о
"необходимости заключения договора" и ненавязчиво указывается сайт, где
можно ознакомиться со ставками и прочими документами.
Если администрация заведения проигнорирует предложение, ему обещают проблемы:
"Если кто-то отказывается заключить с нами договор, то в соответствии с
законом могут последовать проверки УБЭП и других проверяющих органов. Если факт
незаконного исполнения записей будет доказан, на заведение будет наложен
штраф", — рассказал ЗАКС.Ру инспектор ВОИС по Санкт-Петербургу Михаил
Билим. В соответствии со статьей Гражданского кодекса № 1326, "за публичное
исполнение фонограмм … предусмотрена выплата вознаграждения. Указанное
вознаграждение вправе собирать только аккредитованная организация по управлению
правами на коллективной основе".
Именно такой аккредитованной организацией и является ВОИС вкупе с РАО. Первое
занято защитой прав исполнителей и изготовителей фонограмм, а второе радеет за
права авторов. На сайте ВОИС говорится, что организация управляет смежными
правами крупнейших российских компаний — изготовителей фонограмм, таких как
"Мелодия", студия "Союз", Первое музыкальное издательство и
многих других. Среди представленных документов — благословение на деятельность
от патриарха Алексия II.
Михаил Билим раскрыл принцип образования ставок на исполняемую музыку. По его
словам, общая цена зависит от вместимости заведения: до 20 посадочных мест и
далее. Расценка в среднем составляет около 60 рублей с места. Таким образом,
кафе на 40 человек ежемесячно должно платить около 2400 рублей. Билим отметил,
что в клиентской базе ВОИС по Петербургу уже находится около 600 клиентов.
Своим подзащитным организация отправляет 60% от собранных денег — 40% идет
самой ВОИС.
Между тем если заведение захочет заключить договор "по легализации"
только с одной ВОИС, то оно все равно будет нарушать закон — ведь права автора
не будут защищены: ВОИС защищает только права смежников. В этом случае всегда
готово предоставить свои услуги РАО.
У регионального РАО, по словам заместителя директора Северо-Западного филиала
Российского авторского общества Натальи Лоховой, около 5 тысяч договоров.
"Наша организация занимается защитой именно прав авторов, когда в
индивидуальном порядке это им сделать затруднительно", — говорит она.
Заведения, с которыми у РАО имеются договоры, сами указывают, какую музыку и
сколько раз они проигрывают в день, после чего вознаграждения, собранные с них,
отправляются тем авторам, которые фигурировали в отчетных документах заведений.
Только за ноябрь–декабрь 2009 года РАО собрало вознаграждений на сумму почти в
58 млн рублей. За год отчисления в кассу организации составили около 290 млн
рублей. "Работа с иностранными авторами строится так же, как и с
отечественными, — у нас есть международные договоренности, деньги доходят до
адресатов", — подчеркивает Лохова. Но не за всю музыку РАО берет плату: к
примеру, за народное и фольклорное творчество отчисления отправлять некому. В
общественное достояние переходят произведения, срок охраны (жизнь автора и
семьдесят лет после его смерти) на которые истек. Владельцы заведений также
должны платить за выступления артистов, которые вживую исполняют чужие песни, —
по мнению охранителей авторских прав, это тоже не должно оставаться без оплаты.
Во многих барах Петербурга идут на заключение соглашений. К примеру, в крупной
сети пивных баров "Бар СПб" ЗАКС.Ру заявили, что руководство компании
в курсе дела и поэтому сеть пивных заключила договор с профильной фирмой,
поручив ей вести дела в этом направлении. А вот в немецкой пивной Peter
Schoffer на Каменноостровском проспекте не смогли толком ответить, есть ли у
них какой-либо договор для легализации музыки.
Известный московский журналист и блогер Максим Кононенко считает, что "РАО
— это очередное РЖД или РАО "ЕЭС": деньги, которые они получают от
отчислений, почти не доходят до авторов, а большая часть разворовывается".
"Защита правообладателя и интеллектуальной собственности с появлением
интернета серьезно пошатнулась. Все звукозаписывающие компании, чей доход
строился на продаже пластинок, это понимают — необходима новая система защиты.
А то, чем сейчас занимается РАО, — откровенный бандитизм, — возмущен Кононенко.
— Это налог на воздух. Только народ может остановить их аппетиты, разом послав
куда подальше". Дирекция заведения, письмо в адрес которого оказалось в
редакции, так и поступила, наложив лаконичную нецензурную резолюцию.
Кстати, ВОИС и РАО наряду с Союзом кинематографистов (который возглавляет
Никита Михалков) вошли в число учредителей нового объединения "Российский
союз правообладателей" (РСП). Состав правления и совета этих организаций
во многом совпадает. А возглавляет совет РСП Никита Михалков собственной
персоной. Недавно организация озаботилась тем, что и пустые компакт-диски
представляют серьезную угрозу для авторов интеллектуальной собственности, и
выступила с инициативой облагать болванки, а также другие записывающие
устройства налогом в пользу авторов произведений, которые могут быть записаны
покупателями в домашних условиях.
Источник: http://www.zaks.ru