Краткие новости о деятельности иностранных
авторских обществ (по материалам зарубежной прессы)
Экономический отчет CISAC показал небольшой спад в 2008 г.
Международная конфедерация обществ авторов
и композиторов (CISAC) опубликовала сводный экономический отчет о деятельности
входящих в нее авторских обществ за 2008 г. Согласно отчету, несмотря на 1,5% спад
сборов, общая сумма сборов 222 обществ - членов СИЗАК в 2008 г. составила 7,035
млрд. евро. (2007 г.
был рекордным - 7,141 млрд. евро).
64,1% всех сборов (4,510 млрд. евро) приходится на европейские страны, в том
числе 4,5% (283,7 млн. евро) - на страны Восточной Европы; 19,2% (1,348 млрд.
евро) - на Северную Америку; 11,2% (787,4 млн. евро) - на страны Азии; 2,7% -
на Южную Америку (190,9 млн. евро); 1,5% - на Австралию и Океании (104 млн.
евро).
Экономический кризис более всего сказался на экономически развитых странах
Европы и Северной Америки. На них пришлось 70% общих потерь в сборах.
Увеличение же произошло за счет развивающихся стран Азии, Африки и Латинской
Америки, где сборы возросли, прежде всего, за счет увеличения числа выданных
лицензий и новых территорий.
Более всего сборов (до 87% от общей суммы) по-прежнему пришлось на музыкальный
сектор. Однако наибольший рост в 2008
г. показали сборы от использования аудиовизуальных
произведений и произведений изобразительного искусства. Если сборы за
использование музыкальных произведений за год снизились на 3%, то
аудиовизуальные произведения и произведения изобразительного искусства дали
увеличение по 23%.
Поступления от публичного исполнения (включая как живое исполнение, так и
сообщение для всеобщего сведения посредством радио и телевидения и доведение
для всеобщего сведения через Интернет) не оправдали надежд авторов: увеличение
за год здесь составило лишь 2,3%. 56% от общей суммы сборов за публичное
исполнение пришлось на телевидение (эфирное, кабельное и спутниковое) и радио.
При росте доли радио и телевидения снизилась доля мехзаписи (-12%). Связано
это, прежде всего, с продолжением падения спроса на музыкальные CD. Надежды
аналитиков на то, что поступления от живых концертов компенсируют спад
поступлений от продажи дисков, не оправдались. Доля живой музыки в общей
структуре поступлений уже на протяжении нескольких лет остается неизменной,
несмотря на такую меру, как снижение цен на билеты.
Поступления от распространения музыки в цифровом виде составили не более 1% от
общей суммы.
Таким образом, несмотря на кризис, в 2008 г. авторским обществам удалось удержать
достаточно стабильный уровень сборов. Произошло это, прежде всего, благодаря
увеличению количества выдаваемых лицензий, улучшению покрытия территорий и
сокращению расходов на управление. (cisac.org, 14.01.2010)
GEMA и группа обществ утвердили ставки за частное копирование на ПК
Германские общества: GEMA, GVL, Wort и
Bild-Kunst объявили о том, что их совместное предприятие Центральная
организация по правам на частное копирование (Zentralstelle f?r Private
?berspielungsrechte) договорилось с производителями и импортерами персональных
компьютеров (ПК) о новых ставках за частное копирование. За период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. за один ПК с пишущим
приводом компании - производители ПК, входящие в Федеральный союз
производителей компьютеров (BCH, Bundesverband Computerhersteller), должны
будут выплатить вознаграждение в размере 13,65 евро. (Компьютер без данного
устройства - 12,15 евро). Ставка для компаний, не входящих в BCH, будет выше на
25%.
Раньше производители и импортеры ПК выплачивали вознаграждение только за
пишущие CD- и DVD-приводы, независимо от того, установлены они на компьютеры
или нет. Предыдущие ставки составляли 9,21 евро за пишущий DVD-привод и 7,5
евро за пишущий CD-привод. (Billboard.biz, 13.01.10)
Доклад Зельника - Тубона - Черутти. Мнение экономиста
Французский экономист, профессор
Университета 13-го округа Парижа и ведущий специалист в области экономики
культуры Франсуаза Бенаму (Franсoise Benhamou) на сайте профессионального
издательско-книготоргового журнала Livres Hebdo выразила свое мнение по поводу
опубликованного недавно Доклада Зельника - Тубона - Черутти (см. Вестник ДМС
№43).
С ее точки зрения слабыми сторонами Доклада являются следующие:
Слишком большая стоимость так называемой кредитной карты "Музыка
онлайн", которую предлагается внедрить. Ее номинал составляет 50 евро (20
евро оплачивает пользователь, 20 - государство). Однако проведенные
социологические опросы показали, что пользователь готов платить за загрузку в
среднем 5-7 евро в месяц.
Неспособность подобной меры (введение кредитной карты) искоренить идею о том,
что любое скачивание (пусть и незаконное) является правомерным, поскольку
культура и знания являются общественным достоянием.
Целесообразность предоставления государственных дотаций на карту в рамках
господдержки музыкальной индустрии, которая на 80% находится в руках трех
международных мейджоров.
Предложение о внедрении налога на поступления от рекламы крупнейших игроков
сети Интернет: Google, Yahoo, Microsoft (так называемого "налога на
Google"). Средства, поступающее от взимание этого налога должны будут
покрыть стоимость всего комплекса предлагаемых мер (порядка 50 млн. евро).
Сумма налога должна исчисляться количеством "кликов", открывающих
рекламные баннеры. (livreshebdo.fr, 18.01.2010)
Отставки и назначения
Британское авторское общество PRS for
Music объявило о назначении Роберта Ашкрофта (Robert Ashcroft) на должность
главного исполнительного директора с 25 января 2010 г. До него должность
занимал Джереми Фабиньи (Jeremy Fabinyi), который, по информации PRS for Music,
займет "другой значимый пост" в обществe. Роберт Ашкрофт работал в компаниях Sony Electronics, Walt
Disney Company и Convergys Corporation. (Billboard.biz, 11.01.10)
Нидерландское авторское общество BUMA/STEMRA предложило кандидатуру Хейна ван
дер Ре (Hein van der Ree) на должность председателя совета директоров.
Окончательное решение по этому вопросу будет принято 22 марта 2010 г. Ван дер Ре сменит
нынешнего руководителя BUMA/STEMRA Сеса Верворда (Cees Vervoord), который
занимал этот пост с 1995 г.
(Billboard.biz, 18.01.10)
Совет директоров канадского авторского общества SOCAN избрал в качестве
главного исполнительного директора Эрика Батиста (Eric Baptiste), который в
настоящее время занимает должность Генерального директора CISAC. К исполнению
новых обязанностей он приступит 16 мая 2010 г., сменив на этом посту Андре Лебеля
(Andre LeBel). (newswire, 19.01.10)
В июле 2010 г.
на должность главного исполнительного директора швейцарского авторского
общества SUISA будет назначен Андреас Вегелин (Andreas Wegelin), который сменит
на этом посту Альфреда Майера (Alfred Meyer). (Billboard.biz, 09.02.10)
SACEM демонстрирует стабильный рост сборов в 2009 г.
Председатель совета директоров французского авторского
общества SACEM Бернар Мийе (Bernard Miyet) заявил, что по предварительным
оценкам сборы общества за 2009
г. оказались достаточно стабильными, несмотря на
экономические трудности и низкие платежи за музыкальную деятельность онлайн.
По его словам рост сборов авторского вознаграждения за использование
музыкальных произведений составил 1% и достиг 763,5 млн. евро. Наибольший вклад
в него внесли сборы за публичное исполнение, компенсировав тем самым продолжающийся
спад сборов за использование прав на механическое воспроизведение, который
составил 12%. Сборы за использование произведений в цифровом формате и
мультимедиа остаются на уровне 1% . (Billboard.biz, 24.01.10)
IFPI винит пиратство в продолжающихся бедах музыкальной индустрии
Международная федерация фонографической индустрии
(IFPI) выпустила ежегодный отчет за 2009 год, который показывает, что
динамичный рост международного рынка продаж цифровой музыки не поможет
компенсировать общего спада в музыкальной индустрии.
Организация сообщает о 10% увеличении числа единичных легальных загрузок,
которое достигло 1,5 млрд., а также о росте продаж альбомов "в цифре"
на 20%. Общая сумма доходов от продаж "цифры" возросла до 4,2 млрд.
долл.
IFPI объясняет продолжающийся спад незаконными загрузками и пиратством. Главный
исполнительный директор IFPI Джон Кеннеди (John Kennedy) отметил, что
"массовое пиратство продолжает наносить вред индустрии". Он призвал
страны к принятию законов против пиратства, основанных на принципе
дифференцированных ответных мер, аналогичных тем, которые были внедрены в 2009 г. во Франции, на
Тайване и в Южной Корее. (The Independent, 25.01.10)
Дебаты по поводу цен на электронные книги
Три британских автора, произведения которых входят в
списки бестселлеров, Иэн Макьюэн (Ian McEwan), Мартин Эмис (Martin Amis) и
Энтони Бивор (Anthony Beevor), выступили с инициативой увеличить долю авторских
отчислений от продаж книг в электронном виде. В настоящее время она составляет
в среднем 25% от розничной цены электронной книги (цифрового файла). Писатели
предлагают довести эту долю до 75%, так как в производстве электронная книга
несравнимо дешевле традиционной бумажной. В свою очередь, Общество писателей
Великобритании (Society of Authors), в которое входит примерно 8,5 тыс. членов,
предлагает установить долю авторских отчислений в пределах 50-75%, в
зависимости от популярности автора.
Вопрос о самой стоимости электронных книг также далек от разрешения. В США крупное
издательское объединение с французским капиталом Hachette Book Group
предлагает, например, установить на электронные книги фиксированную цену в 9,99
доллара.
Другие крупные американские издательские объединения, такие, как Harlequin,
Random House, Scholastic, предлагают в рекламных целях вообще бесплатную
загрузку многих изданий. (livreshebdo.fr, 25.01.10)
PRS for Music подписало панъевропейский договор с iTunes
Английское авторское общество PRS for Music подписало
с iTunes панъевропейский лицензионный договор об использовании прав на
публичное исполнение. В соответствии с договором iTunes получает доступ к
репертуару всех членов PRS for Music, которые отдали британскому обществу в
управление права на публичное исполнение, а также к лицензиям на механическое
воспроизведение и публичное исполнение независимых издателей Peer Music и
Chrysalis music, которые уже подписали с PRS for Music панъевропейское
соглашение.
Договор также обеспечивает лицензионную основу для прав, предоставленных
другими независимыми издателями, включая тех, кто подписал недавно
реализованную схему IMPEL (Independent Music Publishers' European Licensing -
Общество по европейскому лицензированию репертуара независимых музыкальных
издателей), разработанную для лицензирования прав за использование
англо-американского репертуара онлайн и в мобильных сетях. Этот договор
позволит iTunes выйти в новые для него страны Европы с репертуаром PRS for
Music (Billboard.biz, 26.01.10)
Рост сборов в 2009 г.,
согласно данным VCPMC
Вьетнамское авторское общество VCPMC (Центр по защите
прав на музыкальные произведения Вьетнама) сообщило о росте сборов с 812 тыс.
долл. в 2008 г.
до 1,3 млн. в 2009 г.
По данным общества, около 10-15% сборов было распределено иностранным авторам.
По словам генерального директора VCPMC Фо Дык Фыонга (Pho Duc Phuong), с
момента своего основания (8 лет назад) общество собрало для авторов авторское
вознаграждение на сумму около 2,9 млн. долл.
Директор южного офиса VCPMC Динь Чунг Кан (Dinh Trung Can) заявил, что в 2010 г. центр сосредоточится
на сборах авторского вознаграждения с караоке- баров. Членами VCPMC являются 1
602 вьетнамских автора. (Music&Copyright/thanhniennews.com, 27.01.10)
Италия предлагает применить правила для ТВ к видео-вебсайтам
Правительство Италии объявило о своих намерениях
применить практику регулирования деятельности в телевещательном секторе к
сайтам, содержащим видеоматериалы. По словам Паоло Романи (Paolo Romani),
замминистра экономического развития, ответственного за коммуникации,
правительство занималось выработкой "основополагающего принципа".
"Если вы используете материал, защищенный авторским правом, ваш сайт
автоматически становится издательским продуктом, таким же вещателем, как и все
остальные".
Предложенная инициатива вступит в силу в конце февраля 2010 г., и теперь сайты,
находящиеся в Италии, будут вынуждены работать по принципу телевещателей -
получать разрешение на размещение охраняемых авторским правом видеоматериалов,
включая телепрограммы, лицензии на вещание, а также нести ответственность за
материал любого видеоролика, если в нем содержится клевета.
(Advanced-television.com, 04.02.10)
Новый формат цифровых музыкальных файлов
На состоявшемся в январе этого года в Каннах
международном музыкальном форуме MIDEM был представлен новый цифровой формат
музыкальных файлов MusicDna. Формат был разработан фирмой Bach Technology
совместно с германским Институтом интегральных схем им. Йозефа Фраунхофера -
разработчиками популярного формата Мр3. Новый формат, призванный заменить Мр3,
позволит хранить не только музыку, но и видео и тексты. Он также позволит
обновлять содержащиеся сведения через Интернет. При этом если файл был загружен
нелегально, то содержащиеся в нем гиперссылки работать не будут. В продажу
новый музыкальный формат поступит этим летом. (siae.it, 28.01.10)
Источник: http://rao.ru
|