Главная » 2009»Ноябрь»10 » Законодатели обсудили правовые основы развития инновационной деятельности
Законодатели обсудили правовые основы развития инновационной деятельности
11:45
9 ноября на заседании Совета законодателей представители субъектов
Федерации и члены Совета Федерации обсуждали законодательную стратегию для
развития инновационной деятельности в России.
Прилагаемые властями и специалистами усилия по развитию инновационной
деятельностью пока не имеют адекватных результатов, на которые можно было бы
рассчитывать. Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе верхней палаты российского
парламента, об этом говорил в своем выступлении член Совета Федерации,
возглавляющий профильный Комитет Хусейн Чеченов.
"Еженедельно в России идет как минимум один форум или съезд, или конгресс,
посвященный инновационной деятельности. Но бизнес в инновационную сферу так и
не идет", - констатировал Х.Чеченов. Он сообщил, что Комитет СФ уже девять
месяцев работает над созданием программы, где можно свести на одной площадке
инвестора, инноватора и администрацию того или иного региона. Сенатор пообещал
скорую презентацию данной программы.
Второй аспект, о котором говорил Х.Чеченов, - необходимость совершенствования
законодательной базы. "Если не будет соответствующих законов, которые
реально побуждают работать в инновационном направлении, ничего не
сдвинется", - подчеркнул он. И надо не только принимать законы, но и
добиваться их исполнения.
Так, привел пример Х.Чеченов, не заработал 217-й закон, в соответствие с
которым в вузах и академических НИИ должно было быть создано 200 малых
предприятий, и 30 тысяч молодых людей устроены по специальности. "На
начало ноября мы имеем всего лишь четыре предприятия: два в Санкт-Петербурге,
одно в Воронеже, одно в Оренбурге. Более того, они только созданы, но еще не
функционируют. Почему? Нет никаких льгот, уставы академий как запрещали
коммерческую деятельность, так и запрещают. В вузах уставы сегодня предполагают
только вклад в уставный капитал патента или авторского свидетельства. Ни
основных фондов, ни места для работы, ни зарплаты людям хотя бы на первый
период, ни оборудования, ни приборов", - обратил внимание на сложившуюся
ситуацию с реализацией закона сенатор Чеченов. Нужны работающие законы, побуждающие
спрос на инновационную деятельность и инновационную продукцию, подчеркнул
Чеченов. В частности, в кратчайшие сроки надо принять проект закона о
государственном секторе науки, который одобрило все экспертное, научное и
вузовское сообщество.
Пора переходить от точечных к более масштабным, стратегическим и перспективным,
считает Х.Чеченов. Он внес предложение об организации "территорий
инновационного развития". Кроме того, инновационные предприятия должны
везде иметь приоритеты – от закупок, финансирования до сбыта своей продукции.
"Без таких масштабных подходов мы ничего не решим", - заключил
Х.Чеченов.
Председателя Мурманской областной Думы Евгений Никора: "Инновационный путь
является основным элементом экономического развития предприятий и экономики нашего
региона"
Евгений Никора поделился опытом Мурманской области в части перехода экономики
от энергосырьевого сценария развития к инновационному.
"В основании решения этой проблемы лежат три основных посыла: образование
и кадры, как основа инновационной экономики; сырьевая политика и инновации в
сфере ЖКХ и энергосбережения – наиболее важный вид инноваций в российской
экономике", - сказал Евгений Никора.
Мурманская область, рассказал он, отличается высоким научным и инновационным
уровнем развития, основу которого составляют специалисты и ученые Кольского
научного центра Российской академии наук. Его научно-исследовательские
институты ведут разработки по большинству направлений рационального и более
комплексного использования минерально-сырьевого и производственного потенциала
региона. Организационным обеспечением инновационного развития Мурманской
области помимо вышеуказанного Кольского научного центра занимаются также
Координационный совет Мурманской области по научно-технической и инновационной
политике, также научно-исследовательский и базовый университеты, в том числе
Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и
океанографии имени Книповича, Мурманский государственный педагогический
университет и Мурманский государственный технический университет. А также
обращаю ваше внимание на вовлечение в этот процесс недавно созданного
государственного областного учреждения – Мурманского регионального
инновационного бизнес-инкубатора.
Созданы и успешно функционируют малые инновационные предприятия. Например,
"Северные кристаллы" является одним из крупнейших в России
предприятий по выращиванию монокристаллов для лазерной оптики. В основном это
предприятие работало на зарубежных рынках, в том числе было поставщиком для
андронного коллайдера. С учетом падения спроса буквально месяц назад это
предприятие представило губернатору и правительству Мурманской области очень
интересную программу по перепрофилированию своего производства на выпуск
энергосберегающих светильников для нужд Северо-Запада Российской Федерации.
Предприятие "Циклон" в свою очередь является практической стадией
реализации проекта горного института Кольского научного центра Российской
академии наук по организации производства концентратора для золотодобывающих
предприятий. Таких академических разработок, на основе которых возможно
создание малых инновационных предприятий, в Кольском научном центре Российской
академии наук существует более трех сотен. При этом Мурманский государственный
технический университет заявил о начале работы по созданию таких предприятий.
Именно по этим причинам правительство Мурманской области как исполнитель
законодательно закрепленных приоритетов региона в данной сфере, определяя свои
основные задачи в социально-экономической политике на период до 2012 года,
провозгласило сближение научно-технического комплекса с предприятиями области,
коммерциализацию разработок ученых и внедрение новых технологий в производство,
в том числе на малых предприятиях, одним из приоритетов своей деятельности. В
целом совокупность затрат из всех видов источников на научные исследования и
разработки в нашем регионе превышает 1 млрд. рублей.
Мы исходим из того, что инновационный путь является основным элементом
экономического развития предприятий и экономики нашего региона в целом. В ряду
приоритетных долгосрочных стратегических целей стоит развитие нового
индустриального сектора – нефтегазового. В частности, в связи с освоением
нефтегазовых месторождений на Европейском Севере России и Баренцевоморском
шельфе, а также с появлением новых маршрутов транспортировки нефти и газа
возникают качественно новые проблемы обеспечения экологической безопасности. И
здесь я хотел бы подчеркнуть, что проведение четкой линии между добычей сырья,
инновациями как раз и приводит к обеспечению экологической безопасности. Для
нас, прежде всего как для сырьевого государства, применение самых современных
технологий, последних достижений научно-технического прогресса при обеспечении
экологической безопасности добычи минерального сырья может быть одним из
приоритетов нашей практической науки.
Также следует подчеркнуть, что проведение масштабных структурных преобразований
потребует разработки качественно новой инвестиционной политики, направленной на
адресную поддержку наиболее перспективных производств и одновременно на
сглаживание существующих диспропорций в отраслевом развитии. Основой такой
политики должен стать селективный, научно обоснованный и экономически
оправданный подход к осуществлению государством капитальных вложений в реальный
сектор экономики, в первую очередь в межотраслевые комплексы обрабатывающей
промышленности и высокотехнологичное производство.
Обеспечение технологической и военно-политической безопасности страны требует
стабильного обеспечения оборонно-промышленного комплекса стратегическими
материалами, в число которых входят и легирующие металлы для производства стали
и спецсплавов, цветные, редкие металлы и редкоземельные элементы для
полупроводников, керамики, оптики, электроники и других новых материалов
двойного назначения. Очевидно, что национальная безопасность и
обороноспособность страны неразрывно связаны с наличием у государства резервных
страховых запасов таких материалов.
Исследования совокупного экономического потенциала Мурманской области,
выполненные в последние три года, как раз показывают, что формирование
национального резерва стратегического минерального сырья с учетом
вышеупомянутых мной факторов может быть одним из новых направлений в развитии
экономики нашего региона.
Следует также понимать, что все регионы Российской Федерации, расположенные на
Севере и на Крайнем Севере, испытывают проблемы, связанные с неэффективностью
жилищно-коммунального хозяйства. Именно здесь на этом направлении деятельности
применение самых современных инновационных решений может позволить на 20–30
процентов сократить затраты.
Президент страны в Архангельске обозначил на эту тему достаточно много
предложений, тем не менее мне кажется, что именно применение регионального
подхода в решении проблем, связанных с энергоэффективностью, затратностью ЖКХ,
на основе инновационных технологий может быть интересным направлением развития,
в том числе по объединению интересов нескольких регионов Российской Федерации.
Формирование кластерного подхода при разработке модели развития региона,
основываясь на инновационных решениях, на решениях в сфере
жилищно-коммунального хозяйства, современного жилищно-коммунального хозяйства,
как раз являться объектом деятельности и Совета законодателей, и Совета
Федерации, поскольку переход к инновационной экономике невозможно осуществить
без понимания того, как это делать, как в масштабах страны, так и в масштабах
каждого региона. Также переход к инновационной экономике невозможно осуществить
без эффективного развития человеческого потенциала и инвестирования в
обеспечение комфортных условий жизни человека.
Исходя из вышеизложенного, можно кратко остановиться на следующих предложениях.
Необходимо сформировать систему подготовки квалифицированных кадров, которая
заложит основу так называемого инновационного поколения; внести изменения в
федеральное законодательство об образовании, в том числе путем принятия
федерального закона о непрерывном профессиональном образовании и повышении
квалификации. В сфере формирования национальной инновационной системы необходимо
разработать единую концепцию государственной инвестиционной политики,
направленной на содействие инновационному развитию промышленности России, как
на федеральном уровне, так и на уровне регионов.
"Радикальное повышение стимулирующей роли налоговой системы должно быть
осознано как на уровне регионального законодательства, так и на федеральном
уровне. Без благоприятной налоговой среды никакие замечательные идеи не будут
восприняты инвесторами, не будут повышать их заинтересованность в получении
результата, важного для экономики нашего государства", - подчеркнул в
заключение своего выступления глава Мурманской областной думы Евгений Никора.
Председатель Псковского областного Собрания депутатов Борис Полозов:
"Научно-культурное наследие является важнейшим ресурсом для регионов и
региональных бюджетов"
"Научно-культурное наследие для очень многих регионов Российской Федерации
является важнейшим ресурсом, используя который можно получать существенные
доходы в бюджет, создавать рабочие места. Поделюсь опытом Псковской области,
где находится более пяти тысяч объектов культурного наследия (из них более 500
объектов культурного наследия – объекты федерального значения)", - сказал,
выступая на Совете законодателей Борис Полозов.
Сегодня историко-культурное наследие, пояснил он, рассматривается как один из
источников развития Псковской области, способный приносить материальные выгоды,
прибыль от туризма, и эффективно способствовать повышению привлекательности
территории. Именно поэтому в ряду приоритетов концепции стратегии
социально-экономического развития Псковской области до 2020 года главенствующая
роль отводится возрождению историко-культурного наследия региона, развитию на
его базе культурно-познавательного туризма.
Без культурного наследия, уверен спикер Псковского парламента, немыслимы
современная жизнь области и перспективы ее развития. Так, музей-заповедник
"Михайловское", связанный с именем А.С.Пушкина, включен в
государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. На
территории области сохранились уникальные усадьбы Римского-Корсакова,
Мусоргского, Софьи Ковалевской. На их основе работает единственный в России
музей этих выдающихся деятелей отечественной культуры.
Понимание невозможности дальнейшего успешного развития Псковской области без
возрождения духовности и культуры и необходимости консолидации в этом процессе
всех здоровых сил послужило импульсом к созданию общественного совета по
культурному наследию. Весной нынешнего года Псков стал местом проведения
заседания государственно-патриотического клуба на тему "Сохранение и
развитие исторического наследия культурного потенциала Псковской области и
Северо-Запада России". Особое внимание на заседании
государственно-патриотического клуба было уделено созданию музея под открытым
небом на месте ледового побоища в селе Кобылье городище на берегу Чудского
озера. Ледовое побоище входит в число самых знаменательных исторических
сражений. В России три поля ратной славы – Бородино, Куликово поле, Прохоровка,
и четвертое место занимает, а исторически, наверное, оно должно быть первым,
место Ледового побоища.
Особое место в историко-культурном наследии Псковщины, рассказал Борис Полозов,
занимают дворянские усадьбы, исторически связанные с именами выдающихся
политических, государственных и религиозных деятелей, великих полководцев,
ученых, поэтов, художников, композиторов. На территории области их более 200. К
сожалению, наличие большого количества бесхозных, аварийных усадебных
комплексов определяет масштаб проблемы, справиться с которой силами только
местных и областного бюджетов практически невозможно. Органы государственной
власти делают акцент на применение современного подхода –
государственно-частного партнерства. Сейчас в работе находится пилотный проект
"Возрождение усадьбы Новоржевского района".
Государственно-частное партнерство представляет собой перспективное направление
сохранения и использования наследия. Возможное государственно-частное
партнерство в части недвижимого культурного наследия предусматривает
консервацию, реконструкцию, реставрацию и эксплуатацию памятников и прилегающих
к ним территорий в рамках развития программ культурно-познавательного туризма,
инфраструктурную застройку территорий, прилегающих к памятнику, а также
управление историко-культурными комплексами.
Дополнительным импульсом в развитии в этом благородном деле, на наш взгляд,
должны послужить две знаменательные даты: это 500-летие в следующем году
присоединения Пскова к Московскому княжеству и 1150-летие первого упоминания в
летописи города Изборска. В настоящее время готовится соответствующий указ
президента. Я думаю, он внесет свою лепту в деле сохранения и развития
историко-культурного наследия Псковской области, которое является естественным
достоянием всей России. Спасибо за внимание.
Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по контролю за
обеспечением деятельности Совета Федерации Николай Пожитков: "Законами
становятся лишь единицы из региональных законодательных инициатив"
Это, по мнению сенатора Н.Пожиткова, является следствием недостаточной
проработки, большого количества альтернативных законопроектов, которые имеются
в Госдум, а также плохой информированностью регионов о законодательном процессе
на федеральном уровне. Для формирования консолидированной позиции в данном вопросе,
отметил Н.Пожитков, Советом Федерации разработана концепция совершенствования
взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами власти субъектов РФ
в федеральном законодательном процессе.
На фоне важнейших задач развития инновационной деятельности актуальным вопросам
обеспечения парламентской деятельности законодателями всех уровней власти
должно уделяться самое повышенное внимание, подчеркнул Николай Пожитков.
"Без эффективного, комплексного решения вопросов обеспечения парламентской
деятельности нельзя рассчитывать на принятие качественных законов.
Инновационный путь развития для России – это, считает Павел Каменский,
единственный путь, который сделает наше государство сильнее и повысит
благосостояние наших граждан, позволит уйти от сырьевой зависимости.
Прослеживая эту тенденцию на примере Калужской области, П.Каменский отметил :
"Все мы с вами, в том числе и Калужская область, выдерживаем серьезный
экзамен - это финансово-экономический кризис".
За девять месяцев консолидированный бюджет Калужской области, сообщил он,
уменьшился на 4 процента. Однако, заметил П.Каменский, последствия могли бы
быть гораздо серьезнее, если бы правильно и своевременно не была выбрана
стратегия экономического развития."В нашем регионе нет "трубы",
нет месторождений нефти, газа, других ценных полезных ископаемых, поэтому мы
выбрали для себя единственный путь развития – инновационный путь
развития", - подчеркнул он.
"Необходимость стимулирования деловых кругов к масштабным
капиталовложениям в наукоемкие и высокотехнологичные производства потребовала
от нас создания благоприятного инвестиционного климата, и в 2005 году мы
приняли ключевое решение о создании и поддержке технопарков, на территории
которых будут размещаться инновационные предприятия.
Надежная законодательная база, инфраструктурные преимущества и всесторонняя
поддержка инвесторов областной властью позволили достигнуть определенных
результатов. На сегодняшний день в области созданы 5 технопарков, на территории
которых разместились инновационные предприятия, ведущие мировые производители в
сфере автомобильной, химико-фармацевтической промышленности, электроники,
сельского хозяйства и атомной энергетики.
Самым крупным у нас является инновационный проект, который взял старт в 2006
году, он связан с приходом на калужскую землю автомобильного концерна
"Фольксваген".
Для реализации данного проекта, пусть даже крупного инновационного проекта, мы
у себя в области приняли отдельный закон по инновационному проекту. Благодаря
этому закону все-таки у нас реализация данного проекта прошла успешно. Как
говорят, первый — очень сложный, но тем не менее все прошло хорошо, и вслед за
концерном "Фольксваген" пришли компании "Вольво",
"Пежо – Ситроен" и другие крупные мировые инвесторы.
За последние годы в первом наукограде России — Обнинске — создано два
инновационных технологических центра: региональный центр наноиндустрии и центр
внедрения лазерных технологий. Мы у себя приняли закон об областной целевой
программе развития инновационной деятельности в Калужской области на 2005–2010
годы, который предусматривает комплекс мер по совершенствованию законодательной
базы, созданию и развитию инновационной инфраструктуры. Мы добились
определенных результатов", - сказал П.Каменский
"Пример Калужской области показывает, как можно практически с нуля
создавать новые индустриальные центры и активно привлекать передовые
технологии", - процитировал он оценку, данную усилиям области в сфере
инновационной деятельности премьером В.В.Путиным.
Далее П.Каменский внес ряд предложений по развитию имеющегося
научно-технического потенциала, накопленного за последнее десятилетие. Есть
старейшие научно-производственные коллективы, расположенные в том числе и в
Калужской области, которые предлагают широкий спектр разработок для отраслей
экономики. Для каждого предприятия, считает П.Каменский, должна быть
разработана четкая программа по использованию научно-технического потенциала.
Особое внимание было решению кадровой проблемы, предоставлению молодым ученым
необходимых условий для жизни и работы.
Борис Гусев остановился на вопросах инновационной политики России, которые, по
его мнению, недостаточно четко формулируются в настоящее время. Например,
вопросы бюджетирования, когда средства выделяются на развитие тех или иных
направлений, а отчета по выполнению обозначенных задач, по сути дела, нет.
"Поэтому давайте сделаем шаг к открытости, который говорит: есть
финансирование – дайте результаты. Покажите физические результаты, которые дает
это финансирование", - предложил Б.Гусев.
Инновационное развитие – это, уверен Б.Гусев, развитие в том числе
независимости России. И это справедливо для всех отраслей реального сектора
экономики: энергетика, машиностроение, транспорт, химия и т.д. Однако как
эксперт по нанотехнологиям, Б.Гусев заявил: 90 процентов всех работ, которые
представляются как нано, никакого отношения к нанотехнологиям не имеют.
Отдельно им был поднят вопрос о патентной защите, интеллектуальной
собственности и нематериальных активах.
Отсутствие на федеральном уровне закона, регулирующего общественные отношения в
инновационной сфере, является, по мнению Т.Зражевской, одним из сдерживающих
факторов осуществления инновационной деятельности в стране.
"Девальвируется само понятие инновации, за инновации выдаются различные варианты
действия, и тем самым распыляются государственные средства по так называемым
инновационным бизнес-инкубаторам, технопаркам, инновационно-техническим
каким-то центрам", - подчеркнула она.
Необходимы юридические критерии и показатели, что присутствует инновационная
составляющая. Только федеральный закон может урегулировать существо понятия
инновации, статус инноватора, определить механизм инновационной деятельности,
так необходимый для развития именно рыночного института, считает Т.Зражевская.
В этой связи вынесение Советом Федерации федерального закона об инновационной
деятельности в Российской Федерации, является чрезвычайно актуальным и
необходимым для перехода страны к инновационной экономике.
Председатель Законодательного Собрания Омской области Владимир Варнавский
считает, что в развитии инвестиционной деятельности нормы права должны
выполнять не только стимулирующую, но и охранную функцию.
Одна из самых актуальных проблем в сфере инновационной деятельности -
несовершенство законодательной базы. Полагаю, что необходимо на федеральном
уровне определить полномочия субъектов Федерации в инновационной сфере,
установить формы и методы государственного регулирования инвестиционной
деятельности в области инновационной политики, что позволит сформировать единое
правовое пространство, установить единую концепцию инновационного развития
страны и приведет к системному подходу принятия нормативных правовых актов,
регулирующих инновационную деятельность на всех уровнях власти.
В развитии инвестиционной деятельности, считает В.Варнавский, нормы права
должны выполнять не только стимулирующую, но и охранную функцию. Несовершенство
федерального законодательства о размещении заказов, об этом говорилось,
приводит к тому, что нередко победителями конкурсов становились организации,
взявшие на себя обязательства в конкурсной заявке выполнить инновационный
проект за 25–30 процентов его начальной стоимости.
Также Владимир Варнавский предложил рассмотреть вопрос об изменении
Федерального закона "О защите конкуренции" в части предоставления
государственных и муниципальных преференций в целях развития и осуществления
инвестиционной деятельности. В настоящее время в указанном законе преференции
могут быть предоставлены только в целях развития образования, науки и проведения
исследований, что по его мнению, недостаточно.
По мнению участников дискуссии, прошедшей на заседании Совета законодателей,
корректировка федерального законодательства в сфере инновационной деятельности
необходима для создания благоприятных условий развития национальной
инвестиционной системы, для вовлечения в гражданский оборот результатов
научно-технической деятельности.
Все прозвучавшие мнения и предложения нашли свое отражение в итоговом решении
Совета законодателей.
Источник: http://www.regions.ru