Сетевое пиратство - самая большая головная боль для производителей информационных продуктов. Борьба с ним ведется постоянно. И сегодня некоторые виды нарушений авторских прав удалось свести на нет. Но это лишь капля в море. Файлы в сети распространяются с огромной скоростью. Зачастую выследить первого отправителя невозможно.
J3QQ4 - этот пароль с легкостью продолжит каждый второй работник сферы информационных технологий. Именно так начинался серийный номер ОС "Виндоус-98", который был первым и долгое время единственным в России. Диски с этой версией "Виндоус" миллионами копировались и продавались совершенно безнаказанно, краденой системой не гнушались пользоваться даже на крупных госпредприятиях. На рубеже веков о проблеме пиратства в нашей стране только начинали говорить.
В наши дни некоторые виды нарушений авторских прав удалось свести на нет. Но основная пиратская цитадель до сих пор остается неприступной. Это Интернет.
"Интернет-пиратство, конечно, самое сложное из всех остальных видов пиратства. Это связано с большой оперативностью его распространения, его международным размахом", - говорит Анна Лавринова, заместитель директора Независимого партнерства поставщиков программных продуктов.
Основа успеха сетевого пиратства - это скорость распространения украденного продукта через файлообменные сети, так называемые торрент-треккеры. Среди них, пожалуй, самый известный - Pirate bay. Принцип действия этих "паутин" таков: файлы передаются частями, каждый пользователь, получая эти части, в это же время отдаёт их другим, таким образом, запущенный в сеть одним человеком, файл в считанные часы становится доступен миллионам. При этом отследить первого отправителя практически невозможно. По оценкам специалистов, трафик, создаваемый торрентами, составляет более половины всего движения данных в Интернете. Производителям информационных продуктов такой обмен стоит немалых денег. "По данным МВД этот бизнес занимает третье место после торговли наркотиками и оружием", - подчеркивает Анна Лавринова.
Прекратить действие файлообменных сетей практически невозможно - ведь по сути каждое звено цепи, каждый домашний компьютер пользователя является самостоятельным передатчиком пиратского продукта. К тому же не существует единого интернет-законодательства, которое могло бы запретить пользователям обмениваться файлами. Поэтому каждая страна воюет с пиратами по-своему. В основном борются только с организациями, которые либо распространяют нелегально скачанный софт, либо сами его используют.
"Вот к чему должен быть готов каждый предприниматель: что сотрудник правоохранительных органов имеет право. Это его законное право - подойти и по списку установленных программ попросить документацию, на основании которой эти программы здесь установлены", - говорит Дмитрий Князев, директор Центра развития предпринимательства ВАО г. Москвы.
До сих пор идут споры о том, возможно ли победить сетевое пиратство и надо ли это делать. Все больше законодателей склоняется к тому, что дешевле легализовать свободный файлообмен, чем бороться с ним. В этом случае компаниям, которые боятся пострадать от пиратства, придется активнее работать над защитой своего программного продукта от взлома. А как быть, например, с нелегально гуляющими по сети фильмами и музыкой?
Первыми на этот вопрос ответила группа Radiohead. Свой альбом In Rainbows команда просто выложила в свободный доступ, предложив пользователям заплатить, по желанию, кто сколько сможет. Добровольные продажи альбома пошли весьма успешно - музыканты получили более 3 миллионов долларов чистой прибыли. К тому же, по их словам, это отличный способ получить независимость от студийных брэндов.
Ну а для производителей программного обеспечения пиратство, как ни странно, служит хорошей рекламой. Яркий пример - опять же система "Виндоус". К краденой операционке у нас в свое время настолько привыкли, что и теперь используют в основном ее, правда, все чаще покупая в лицензии.