Главная » 2011»Апрель»7 » Реестр авторских прав для идентификации контента в Интернете
Реестр авторских прав для идентификации контента в Интернете
09:17
Отсутствие единой проработанной системы идентификации электронного контента не
просто тормозит развитие технологического прогресса в книжно-издательской
индустрии, но и является основой пиратства в данном сегменте и других нарушений
авторских и смежных прав.
К такому выводу пришли специалисты и представители книжно-издательского
сообщества в ходе дискуссии на тему «Проблемы кодификации и учёта электронного
контента. Система ISTC кодов», состоявшейся в рамках весенней книжной ярмарки
«Книги России».
Что мы имеем? По сути, ничего, кроме технических возможностей оцифровывать
любой авторский контент, делать его достоянием общественности и желанием делать
это законно, упорядоченно и подконтрольно. Проще говоря, необходима
информационная система идентификации объектов авторского права, где каждый
текст, каждая книга и каждый файл будут обладать набором признаков, которые
позволят их однозначно идентифицировать.
Если же не скоординировать действия всех участников цифрового процесса,
книжно-издательская отрасль нашей страны попросту окажется за бортом
информационной революции, которая уже, как мы видим, свершилась.
В связи с этим в очередной раз был поднят вопрос о необходимости регистрации и
создания реестра авторских прав, с которым могли бы работать любые сервера и
любые поисковые системы, вычисляя, какой объект является легальным, а какой
нет. Основная проблема в этом вопросе - отсутствиезакрепленных стандартов, поэтому в настоящее
время имеет смысл заняться широким внедрением всех утвержденных международных
стандартов в законы и нормативные акты, на основании которых и будут
осуществляться все авторско-правовые отношения не только в России, а и во всем
мире.
Кроме того, существуют и другие проблемы в сфере применения действующей системы
стандартизации. Прежде всего, важна роль и участие всех библиотек, и эту
сторону наглядно иллюстрирует Генеральный директор Российского
авторско-правового общества КОПИРУС Василий Терлецкий: «В отличие от ISBN, в
структуре ISTC заложено выстраивание цепочек связанных объектов. В идеале
предполагается, что если автор создал текст и предполагает его коммерческое
использование, он может быстро получить ISTC-код. Дальше автор представляет
этот текст издателю, часто происходит довольно серьёзное редактирование текста.
Фактически часто появляется немного другой текст. Это ещё один текстовый ISTC
код. Если происходит переработка изданного текста получается уже третий код. И
все эти модификации одного и того же текста выстраиваются в цепочку, которая
через информационную систему будет видна, одновременно помогая библиотекам и
читателям найти именно тот текст, который нужен. Работа с этими цепочками, их
выстраивание и поиск - это задача непосредственно библиотек».
Большое внимание было уделено обсуждению уже существующих кодов идентификации,
рассмотрению мирового опыта, а также перспективе использования систем
стандартизации и учета цифрового контента.
Так, по словам Генерального директора ФИПР Алексея Кузьмина: «все объекты
авторского права можно разделить на 4 части: текст, аудио, аудиовизуальный,
иллюстрации. Пока разобрались только с тремя первыми объектами авторских прав,
а по картинкам отдельная идентификация только разрабатывается. Но так или
иначе, система выстраивается с учётом интересов всех правообладателей. И не
нужно думать, что ISTC заменяет ISBN. Мы просто говорим о разных формах
передачи информации. Все коды будут, так или иначе, существовать, параллельно и
в общей системе. Важно то, что мы сейчас имеем новую дистрибуцию в электроном
виде, и для этого нужно предусматривать новую систему кодов и новую систему
защиты авторских прав».
Что касается эффективности борьбы с нарушением прав, то в том виде, в котором
сейчас у нас в стране существует борьба с пиратством, она, мягко говоря, не
эффективна, и чтобы добиться каких-либо результатов нужно сначала дать
информацию о произведении и лёгкую возможность приобрести права и само произведение.
Только после этого борьба с не легальным распространением контента станет
эффективной.
Пока у нас нет легальной книги, фильма или фонограммы в Интернете, пиратские
копии будут всё равно просачиваться. Когда правообладатели дадут Интернету
информацию тогда и Google, и Яндекс будут способны работать со ссылками,
определять какой контент легальный, кто правообладатель и кто распространитель.
Необходимо дать всему рынку открытый реестр объектов авторского права.