Киберсквоттинг – так называют захват доменных имен, который с целью
наживы может происходить в Интернете. Эксперты говорят о том, что постепенно
такое сетевое рейдерство становится все менее популярным бизнесом. За последнее
время несколько спал ажиотаж, связанный с массовыми вливаниями денежных средств
в Интернет. Но самое главное то, что появились новые доменные зоны первого
уровня, к тому же владельцев доменов радует почти мгновенная реакция арбитража
ICANN в соответствии с UDRP (Единые Правила Рассмотрения Споров [о доменных
именах]). Арбитраж реагирует в том случае, когда купленный домен откровенно
совпадает с известной торговой маркой,или же когда имя сходно с ней «до степени смешения» (такие случаи носят
название«тайпсквоттинг»).
В Соединенных штатах киберсквоттинг стал популярен тогда, когда
национальный регистратор Network Solutions начал раздавать домены бесплатно,
рассчитывая на то, что доходы будут получены в процессе дальнейшего
обслуживания домена. Похожая картина была когда-то и в России. Домен можно было
оставить за собой, оплатив его через некоторое время. Особенностью такой
раздачи доменов было то, что оплатить его сразу было просто невозможно.Таким образом, постоянно делая заявку на
какой-либо домен, киберсквоттеры могли (и пользовались такой возможностью)
бессменно владеть им. Вот так создавались первые накопления киберсквоттеров.
Вложения были минимальны, а доходы зависели от удачи и умения делать прогнозы.
Скажем, домен Rosbank.ru обошелсяРосбанку в 20 тысяч долларов США. Но такая сумма не является чем-то
необычным. За домен Yandex.com прежний владелец хотел получить от Яндекса ни
много, ни мало, 200 000 долларов.
Киберсквоттинг имеет собственную классификацию: - «Чистый» захват доменов, идентичных торговым маркам (Yandex.com,
Kodak.ru); - Регистрация доменных имен, которые всего лишь похожи на домены
«раскрученных» сайтов — тайпсквоттинг. При этом упор делается на ассоциации у
пользователей домена и определенного имени компании или личности. Скажем,
доменное имя Sport-expres.ru — яркий пример тайпсквоттинга. Или Sberbank.ru,
Sberbank.com, при этом оба не принадлежит тому «Сбербанку», с которым доменное
имя будет ассоциировать 90 процентов россиян. - Регистрация доменов «по словарю» предполагает, что в доменное имя
попадают те слова, которые могут впоследствии стать тем именем, которое
наиболее точно будет отражать содержимое сайта. Юридические права на такой
домен принадлежат только тому, кто его зарегистрировал. Ведь слова, положенные
в основу доменного имени, являются общеупотребительными. Они всего лишь
наилучшим образом могут подходить тому или иному сайту. Любой, кто пытался
подобрать для своего Интернет-проекта какое-либо простое и «ожидаемое» имя,
сталкивался с тем, что большая их часть уже либо принадлежит другим
веб-проектам, либо выставлено на продажу киберсквоттером.
Как же получить желанное доменное имя? Самое простое – купить его. При
внешней простоте этот путь наиболее дорог. К тому же выкуп захваченного имени
не слишком тепло встречается в сети, ведь вы, таким образом, фактически
соглашаетесь играть по правилам, установленным сетевыми террористами. Однако
домен можно забрать себе, обратившись в суд. Это возможно сделать, если будет
доказано, что киберсквоттер занял имя вашей фирмы специально для того, чтобы
потом продать его непосредственно вам. При этом стоит взвесить все «за» и
«против»: суд потребует времени и средств. К тому же обратите внимание, в какой
из доменных зон зарегистрировано желаемое вами имя – от этого очень зависит
исход дела.
Показателен судебный процесс, в котором рассматривалась судьба домена
Kodak.ru. На рассмотрение этого дела ушло около трех лет, при этом привлечены
были почти всевозможные инстанции. В
конечном итоге Eastman Kodak одержал победу. А судебный процесс о судьбе
Yandex.com занял всего лишь три месяца, при этом киберсквоттером оказалась
известная компания «Арбитражсудправо», которая занимается подобным бизнесом уже
очень давно и успешно.
Такая солидная разница в длительности процессов объясняется только тем,
что в Соединенных штатах дело о доменном имени Yandex.com рассматривалось в
соответствии с UDRP. Компания Eastman Kodak вынуждена была действовать в
условиях российских судебных процедур, которые предусматривали только защиту
товарного знака. Компании Кодак пришлось дойти до обращения в Верховный Суд, а
потом пережить еще несколько пересмотров дел в нижестоящих инстанциях. Три года
компания отстаивала свое право на данное доменное имя. Практической выгоды это
ей так и не принесло, но имидж компании ощутимо вырос.
Между тем, практика выкупа доменного имени вовсе не является редкой.
Имя, которое создано на основе какого-нибудь общеупотребительного термина или
товара, может стоить десятков тысяч долларов.
Специалисты предлагают еще несколько путей обретения достойного
доменного имени, помимо тех, что были описаны выше:
- Вы можете зарегистрировать имя, которое, будучи написано латинскими
буквами, будет прозрачно напоминать нужное вам, но в кириллическом алфавите (к
примеру,Xakep.ru). Можно также просто
добавить к названию того домена, что подходит вам наиболее точно, еще одно
ключевое слово, которое тоже описывает деятельность вашей компании или
направленность сайта (к примеру, Hostinfo.ru).
- Попробуйте зарегистрировать доменное имя в другой доменной зоне.
- Зарегистрируйте себе имя в другой доменной зоне. Возможно, что это будут
даже не зоны, равные .ru (.com, .net, .info и т.п.), но зоны второго уровня,
такие, как com.ru, msk.ru, spb.ru.
Таким образом, не следует огорчаться, если имя, которое вы придумали для
своего сайта, уже кто-то занял. Применив креативный подход, всегда можно
создать домен, который пока свободен. При этом он будет легко запоминаться,
произноситься и не вызовет трудностей в своем написании. Источник: http://zahvat.ua