В России нет единой сбалансированной инновационной политики – такое мнение
высказали ряд участников конференции «Формирование и реализация государственной
научно-технической и инновационной политики», состоявшейся 8 сентября в ТПП РФ
в рамках Московского международного салона инноваций и инвестиций. Конференция
была организована Российской ассоциацией инновационного развития, комитетом ТПП
РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям и комитетом ТПП РФ по
интеллектуальной собственности.
«Состояние инновационного развития России плачевно», - заявил президент Клуба
инновационного развития РАН Владимир Лепский. Из всех стран мира, претендующих
на инновационный прорыв, Россия – единственная, в которой число ученых
сокращается. Зато растет процент ученых пенсионного возраста, что
свидетельствует о крайне малом притоке в науку молодых кадров. Также минимален
объем государственного финансирования науки – всего 1% от ВВП. Ситуация никоим
образом не улучшается, и тенденций к этому не заметно, констатировал эксперт.
В России, убежден В.Лепский, не позволяют эффективно работать некоторые
элементы методологии инновационного развития. Выбранный подход – функциональный
- не дает возможности ответить на ряд вопросов, которые «сегодня руководство
страны даже и не ставит». А следовало бы, по мнению ученого, определиться: кто,
зачем и для чего будет осуществлять инновационное развитие? «У нас сегодня нет
заинтересованных лиц ни в правительстве, ни в государстве, которые бы этим
занимались, - считает президент Клуба инновационного развития РАН. – Высокий
уровень коррупции не дает мотивов к этой деятельности. Для коррумпированных
чиновников выгодно лишь то состояние, которое сейчас имеется». Ученый
подчеркнул, что в стране субъектов инновационного развития, равно как и
полноценных примеров государственно-частного партнерства. Успешные проекты на
основе ГЧП невозможны по причине отсутствия доверия между партнерами.
Кроме того, в стране используются неэффективные модели инновационного развития,
тогда как в целях изменения ситуации к лучшему необходимо, убежден В.Лепский,
использовать новые, «нелинейные модели», а также создавать «среды развития». Он
привел пример негативного похода к формированию инновационной среды –
технопарки, инноград «Сколково». «Сколково» – это, по мнению эксперта, «образец
антисредовой, антиинновационной политики». «Там пытаются наши мозги включить в
работу западных фирм для создания конечного продукта, который будет покупаться
Россией же», - заявил он, добавив, что, несмотря на протесты экспертного
сообщества, проект «двигается дальше».
Тему иннограда «Сколково» продолжил генеральный директор ЗАО «Федеральный
институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса» Борис
Леонтьев. Как он отметил, в этот активно продвигаемый проект приглашаются
зарубежные консалтинговые фирмы, которые «якобы выше и лучше» российских, что
является заблуждением. Необходимо, подчеркнул Б.Леонтьев, поднять вопрос
поддержки национального консалтинга, ведь наши кадры не уступают зарубежным.
«Никакой инновационной экономики при опоре на иностранный консалтинг быть не
может», - заявил он.
Глава ЗАО «Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной
собственности и бизнеса» обратил внимание на такую российскую проблему, как
полное пренебрежение лучшими инженерными кадрами. В 90-х годах прошлого века,
по его словам, на большинстве российских предприятий был ликвидирован высший
технический персонал, таким образом собственники достигали эффективности
предприятия. Авторы технологий, ежегодно дающих сотни миллионов долларов чистой
прибыли, до сих пор не получили причитающееся им денежное вознаграждение, они
ведут судебные тяжбы по этому поводу. Такая ситуация, в частности, наблюдается
на ГМК «Норильский никель», компания, по словам Б. Леонтьева, тратит сумасшедшие
деньги в судах, чтобы не платить авторам разработок.
Директор Института правовых проблем инновационных процессов и
предпринимательства Василий Горюнов обратил внимание на то, что в России плохо
обстоят дела с потребителями инноваций. В развитых зарубежных странах такими
потребителями выступают крупные корпорации, которые на 80% финансируют науку. У
нас таких структур практически нет, констатировал В. Горюнов. Он также отметил,
что иностранные технологичные МП в работе ориентируются на достижение необходимого
количества продукции, необходимого качества, доход от продажи и переобучение
кадров. Российские же малые предприятия видят перед собой еще и трудные задачи
в виде противостояния с чиновниками, так что все инновации у них зачастую
заканчиваются, не успев начаться.
«Несмотря на то, что идея инновационного развития в последние годы овладела
практически всеми ветвями и уровнями государственной власти, следует признать,
что в стране отсутствует централизованная сбалансированная инновационная
политика», - заявила вице-президент Инновационного центра ВАО Москвы Светлана
Косенкова. Это приводит к тому, что многие мероприятия и программы,
осуществляемые органами государственной власти в научно-технической и
инновационной сферах, недостаточно эффективны.
В ходе конференции говорилось и о других проблемах, связанных с инновационным
развитием: несовершенстве законодательства, коррупции, недоступности финансовых
ресурсов, недостатке высококвалифицированных кадров в регионах. Участники
предлагали свои варианты решения проблемных вопросов, опираясь на локальные
успехи в отечественной сфере инноваций. В завершение заседания модератор,
генеральный директор Российской ассоциации инновационного развития Марина
Шичкина, заверила, что все рекомендации будут суммированы и направлены в органы
исполнительной и законодательной власти.
Источник: http://www.innovbusiness.ru
|