Краткие новости о деятельности иностранных авторских обществ (по материалам зарубежной прессы)
Правительство Канады устраивает общенациональные дебаты по поводу изменения закона об авторском праве 20 июля 2009 г. в Ванкувере министр промышленности Канады Тони Клеман (Tony Cl?ment) и министр национального достояния Джеймс Мур (James Moore) объявили о начале общенациональной открытой дискуссии по изменению законодательства об авторском праве. Дискуссия проходит в двух формах: через Интернет - любой гражданин может высказать свое мнение по этому вопросу; круглый стол - в различных городах страны продолжится проведение круглых столов по авторскому праву, в которых примут участие специалисты и заинтересованные лица. Финальные консультации и подведение итогов пройдет в октябре-ноябре 2009 г. Впервые закон об авторском праве был принят в Канаде в 1924 г. В последний раз "модернизация" законодательства об авторском праве проводилась в 1988 г. По ее итогам была создана правительственная комиссия по вопросам авторского права, в закон внесены положения об охране компьютерных программ, усилен раздел, посвященный охране моральных прав авторов. В дальнейшем в закон были внесены дополнительные изменения, в основном, в части аудиовизуальных произведений. Нынешние изменения должны, прежде всего, коснутся информации в цифровом виде. Поскольку подготовленный два года назад правительством Канады закон был отвергнут общественностью, оно приняло решение о вынесении ряда вопросов авторского права для широкого общественного обсуждения. Помимо этого у правительства просто не осталось выбора: Америка включила Канаду в "черный список" стран, в которых существуют проблемы с охраной авторских прав и поощряющих электронное пиратство. (livreshebdo.fr, 23.07.2009)
Увеличение сборов SIAE в 2008 году Итальянское авторское общество SIAE сообщило о 6% увеличении сборов авторского вознаграждения в 2008 году, которые составили 987 млн. долл. Сборы от использования музыки выросли более чем на 4% и достигли 698 млн. долл., чему способствовало увеличение сборов за вещание и "живую музыку". Поступления от использования произведений в механической записи снизились почти на 7%. Несмотря на предпринятые обществом попытки по внедрению новых видов услуг и лицензий, поступления от цифровых источников в 2008 году показали незначительный рост. Сборы за частное копирование упали почти на 13% до 91 млн. долл. Кроме того, для выдачи мультитерриториальных лицензий на свой контент SIAE совместно с авторскими обществами SACEM (Франция) и SGAE (Испания) создало партнерство Harmonia. (Music and Copyright, 06.08.09)
Сборы STIM в 2008 году сократились меньше чем на 1% Несмотря на почти 7% падение мирового музыкального рынка (согласно информации Международной федерации фонографической индустрии IFPI), общая сумма сборов шведского авторского общества STIM в 2008 году снизилась менее чем на 1% и составила 163 млн. долларов. Согласно информации IFPI, продажи музыки на физических носителях сократились более чем на 7%, тогда как отраслевая прибыль за публичное исполнение сократилась более чем на 5%. Основная статья доходов STIM - это иностранные поступления, которые в 2008 году составили более одной трети от общей суммы сборов. Сборы STIM за механические права снизились почти на 10% и составили 35 млн. долл., что стало очередным подтверждением спада на рынке механической записи. Сборы общества за "живую музыку" выросли почти на 7% - до 14 млн. долл. (Music and Copyright, 06.08.09)
Постановление немецкого суда может повлиять на деятельность панъевропейских обществ Рассмотрев иск немецкого видеосервиса MyVideo, окружной суд Мюнхена постановил, что совместное предприятие СELAS, организованное авторским обществами GEMA (Германия) и MCPS-PRS (Англия), не имеет права запрещать воспроизведение англо-американского репертуара EMI Music Publishing Ltd. (EMI) в немецкой доменной зоне сети Интернет. СELAS представляет репертуар EMI на территории Европы. По решению суда для того, чтобы выкладывать для всеобщего доступа в сеть Интернет аудиовизуальные произведения, необходимо обладать правами как на механическое воспроизведение, так и на доведение до всеобщего сведения. В соответствии с законодательством Германии использование аудиовизуальных произведений в сети Интернет разрешается при наличии у организации двух вышеупомянутых видов прав, при этом эти права не должны находиться в управлении различных организаций. По решению суда передача прав ЕMI на механическое воспроизведение в CELAS не является достаточным основанием для использования репертуара EMI в сети Интернет, поскольку GEMA продолжает оставаться законным обладателем права на доведение аудиовизуальных произведений до всеобщего сведения. Из решения также следует, что пользователи (интернет-сервисы) не должны заключать соглашения только на получение прав на механическое воспроизведение с организациями, похожими на CELAS или PEDL (Warner). При этом в GEMA можно быстро и легко получить универсальную панъевропейскую лицензию, которой предусмотрены необходимые виды прав (право на доведение до всеобщего сведения и право на воспроизведение) для использования контента в немецкой доменной зоне сети Интернет. Вероятнее всего CELAS обжалует постановление. (Music and Copyright, 06.08.09)
В 2010 году продажи цифровой музыки в США могут выйти на уровень продаж физических носителей IFPI подсчитала, что доля цифровой музыки в общих доходах мировой музыкальной индустрии ежегодно увеличивается примерно на 5%. Американцы, будучи участниками одного из ключевых музыкальных рынков планеты, приобретают в цифровом формате более 12% от общего объема потребляемого музыкального контента (по состоянию на 2008 год), что составляет 36% от общего дохода американского музыкального рынка. Для сравнения, в Европе доля доходов от продаж цифровой музыки составляет около 11%, а во всем мире - 20%. IFPI считает, что если данная тенденция сохранится, то к концу следующего года доходы от продажи цифровой музыки станут основными для ведущих музыкальных компаний США, а уже к 2016 году в доходах мировой музыкальной индустрии они преодолеют 50% рубеж . (Arstechnica, 14.08.09)
HFA расширяет базу клиентов в сети Интернет Агентство по управлению механическими правами Гарри Фокс (HFA) сообщило о том, что ряд музыкальных интернет-сервисов, включая Microsoft, RealNetwork's Rapsody, la la, Last.fm и Slacker, используют его услуги по проведению лицензирования для организации онлайн-вещания и загрузки. Вице-президент HFA по развитию бизнеса Лоран Аполито (Lauren Apolito) заявила, что после введения ставок, предусмотренных новым законодательством, музыкальным интернет-сервисам понадобился "комплексный провайдер, который с одной стороны способен обрабатывать миллионы лицензионных запросов, а с другой - предоставлять детально проработанную отчетную документацию об авторских отчислениях". (Billboard.biz, 21.08.09)
Рост сборов ВМI в 2009 году Одно из ведущих американских авторских обществ BMI сообщило о повышении сборов на 0,4% по сравнению с прошлым годом. Общая сумма сборов по итогам года достигла 905 млн. долл. Сумма распределенных средств возросла до 788 млн. долл. По словам Президента и главного исполнительного директора ВMI Дела Брайена (Del Bryant), "в свете увеличения объемов потребления музыки как в обычном, так и цифровом формате, стабильный рост рыночной доли BMI воодушевил коллектив компании. "И в условиях нестабильной экономической ситуацию этот факт придает нам уверенность и вдохновляет на работу по обеспечению стабильного положения для наших авторов и адекватного уровня цен для потребителей". По данным BMI, в общей сумме внутренних сборов 38% составили поступления за радиовещание, 29% - за кабельное и спутниковое вещание, 17% - за телевещание, 16% - за общее лицензирование. BMI управляет правами 400 тыс. авторов, композиторов и издателей; каталог BMI насчитывает порядка 6,5 млн. песен. (Billboard.biz, 25.08.2009)
Авторские отчисления спортклубов Канады могут увеличиться Канадское общество по защите смежных прав на коллективной основе NRCC (Neighbouring Rights Collective of Canada) опубликовало официальное заявление, согласно которому исполнители музыкальных произведений и компании звукозаписи должны получать компенсацию за использование их музыки в спортивных и развлекательных клубах. Данное предложение получило название Ставка 6 (ставка авторского вознаграждения для пользователей, осуществляющих публичное исполнение произведений в спортивных и развлекательных клубах). Пользователи регулярно производят отчисления для авторов в общество SOCAN, но пока ни одно из вышеупомянутых учреждений еще ни разу не перечислило роялти для исполнителя за композиции с его участием. Президент NCCR Ян Маккей (Ian MacKay) выразил мнение, что предложенный тариф "отражает реальную стоимость музыки для фитнес- и развлекательных клубов, что позволит обеспечить достаточную компенсацию создателям музыкальных произведений". Он добавил, что введение этого тарифа ставит Канаду в один ряд с другими странами, применяющими подобный тариф. Управление по охране авторских прав Канады (Copyright Board of Canada) вынесет вопрос о целесообразности введения данной ставки в начале 2010 года. (CBC News/ NRCC, 25.08.09)
Французский закон Hadopi вновь будет рассмотрен парламентом Новый вариант французского закона против нелегального скачивания файлов из Интернета, названный Hadopi II, будет рассмотрен французским парламентом на специальной сессии 15 сентября. Первый вариант закона, напомним, имел не очень счастливую судьбу: сначала он был отвергнут Национальным собранием, затем существенно скорректирован за счет поправок и, наконец, смягчен Конституционным советом. Новый вариант, официально названный "Проектом закона об уголовной ответственности за нарушения литературной и художественной собственности в Сети" имеет пять новых статей. Рассмотрения проекта закона в парламенте 15 сентября нельзя считать окончательным, так как окончательное принятие подразумевает одобрение одного и того же согласованного текста обеими палатами парламента. Процесс прохождения закона через парламент, как и в первом случае, будет публичным. Начало его обсуждению в СМИ положил советник президента республики по вопросам коммуникации Франк Луврие, опубликовав 21 августа 2009 г. статью во влиятельной газете "Монд". (livreshebdo.fr, 25.08.2009)
Американский студент приговорен к штрафу в 700 тыс. долларов Студент Бостонского университета должен будет возместить ущерб четырем крупнейшим звукозаписывающим фирмам США порядка 700 тыс. долларов за незаконное скачивание и распространение в сети Интернет музыкальных записей. Джоэл Тененбаум подтвердил в суде, что он скачал из Интернета 30 музыкальных произведений и поделился ими с друзьями. За что суд постановил выплатить по 22,5 тыс. долл. за каждое произведение. После оглашения приговора суда студент выразил удовлетворение, что сумел "отделаться малым" и не зашел в скачивании слишком далеко. Для своих незаконных действий он использовал два компьютера - один в доме родителей, другой в университете. (dirittodautore.it, 31.08.2009)
Предложения британского правительства по усилению мер борьбы с Интернет-пиратством В Великобритании закон (Digital Britain), направленный против нелегального скачивания файлов из сети Интернет (аналогичный французскому закону Hadopi) был принят еще в июне 2009 г. Однако в качестве санкций данным законом была предусмотрена лишь рассылка предупредительных писем в адрес нарушителей. Поэтому в середине августа правительство в лице министра экономики Питера Мэндельсона (Peter Mandelson) выступило с инициативой ужесточить закон. Правительственный законопроект, как и его французский аналог, предусматривает поэтапность наказания нарушителей. Пользователь, который впервые был замечен в нелегальном скачивании и нарушении авторских прав, получает предупредительное письмо, в случае повторения нарушений Интернет-провайдер обязан уменьшить для нарушителя скорость доступа, закрыть ему доступ на некоторые сайты и даже временно вообще отключить от Сети. Злостных нарушителей ждет длительное отключение от Интернета и штраф до 50 тыс. фунтов стерлингов. По новому проекту закона дополнительные полномочия получает регулирующий орган - Ofcom (Office of Communications). Закон, принятый два месяца назад, предусматривал, что лишь к 2012 г. Ofcom разработает меры по пресечению Интернет-пиратства. Теперь же он наделяется новыми полномочиями по контролю и санкциям. В частности, он получает право требовать от Интернет-провайдеров списки компьютеров, которые регулярно используются для скачивания нелегальных файлов. Поэтому половина расходов по "охоте за пиратами" ляжет именно на Интернет-провайдеров. Проект закона, возможно, будет рассмотрен парламентом Великобритании уже в сентябре. Однако среди специалистов и заинтересованных кругов у него есть как сторонники, так и противники. С наиболее обоснованной критикой проекта закона в печати выступил бывший министр по цифровой политике Том Уотсон (Tom Watson), который в частности заявил: "Если подходить к вопросу более взвешенно, то следовало бы предпринимать меры против тех, кто выкладывает в Интернете нелегальный контент, а не против миллионов пользователей, которые скачивают эти файлы". (siae.it, 26.08.2009; acam.es, 26.08.2009; livreshebdo.fr, 17.08.2009)
Важное авторско-правовое решение Федерального апелляционного суда Нью-Йорка В прошлом месяце Федеральный апелляционный суд Нью-Йорка вынес решение в пользу Yahoo и признал, что услуги по Интернет-вещанию (webcasting), при которых пользователям предоставляются персонализированные радиопрограммы, не являются "интерактивными", и поэтому не требуют получения отдельных лицензий от каждой звукозаписывающей фирмы, а могут использоваться коллективные лицензии, а выплаты при этом могут осуществляться паушально. При интерактивных же услугах производитель фонограмм пользуется исключительным правом и может претендовать на отдельные выплаты при каждом использовании музыкального файла. Ответчиком в суде выступала фирма Launch Media, подразделение Yahoo, которая создала онлайновый сервис LAUNCHcast, позволяющий любому пользователю создавать свою индивидуальную "радиостанцию", где транслируются только песни определенного жанра и только заранее избранных исполнителей. С обвинением против Yahoo - Launch Media выступил целый ряд компаний, среди которых Arista Records Llc (Sony), Bad Boy Records, Bmg Music, Capital Records, Motown Records, Virgin Records America и другие. (dirittodautore.it, 02.09.2009)
Новый информационный формат, соединяющий книгу, Интернет и видео Известный американский режиссер, автор телевизионных сериалов Энтони Зюйкер (Anthony Zuiker) на этой неделе выпустил в продажу в США первый "цифровой роман" - симбиоз печатной книги, Интернет-сайта и видеоряда. По замыслу автора читатель каждые 20 минут должен прерывать чтение, с помощью персонального кода, указанного в книге, заходить на специальный Интернет-сайт, где просматривать трехминутный видеофильм, названный "кибер-мостиком", который сообщает дополнительные детали о сюжете. (Книгу, естественно, можно читать и без этих "кибер-мостиков"). Сам режиссер по этому поводу говорит, что электронные издания, естественно, никогда полностью не заменят традиционные печатные, но будущее развлекательной литературы все же за взаимопроникновением различных форм передачи информации, в частности и потому, что у современного читателя способность сосредоточиться на чем-то одном постоянно снижается. (livreshebdo.fr, 04.09.2009)
Антипиратская операция в Неаполе В течение августа подразделения Финансовой гвардии Италии совместно с инспекторами Службы по борьбе с пиратством Итальянского общества авторов и издателей (SIAE) разгромили в торговом квартале Неаполя четыре нелегальных фабрики по производство контрафактных CD и DVD. Все они располагались на частных квартирах, и на них работало в общей сложности 238 человек, в основном незаконные рабочие-мигранты. Готовая продукция размещалась на четырех складах. В ходе операции было конфисковано 100 тыс. экз. готовых CD и DVD, которые, по словам инспекторов SIAE, были отличного качества и предназначались для распространения в Риме и на пляжах римского побережья. Как выяснилось в ходе проверки, кинофильмы копировались преступной группировкой в день выхода на экраны. Обвинение в преступном сговоре и нарушении авторских прав было предъявлено 14 лицам. (dirittodautore.it, 07.09.2009)
Источник: http://rao.ru
|