Главная » 2011»Апрель»4 » Возобновление роста числа международных заявок на регистрацию товарных знаков в 2010 г.
Возобновление роста числа международных заявок на регистрацию товарных знаков в 2010 г.
09:03
В 2010 г. объем деятельности по международной регистрации товарных знаков вновь
стал расти: в рамках Мадридской системы, насчитывающей 85 членов, ВОИС получила
39 687 заявок на международную регистрацию товарных знаков ("Мадридская
система”), что на 12,8% больше, чем в 2009 г. Наибольший рост1 был отмечен для
Республики Корея (+42,2%), Китая (+42%), Италии (+38,7%), Соединенных Штатов
Америки (+29,6%), Европейского Союза (+26,9%) и Японии (+20,2%).
По сравнению с 2009 г. на 4,5% возросло также число международных регистраций
товарных знаков: в 2010 г. общее число международных регистраций составило 37
533. В 2010 г. ВОИС внесла в реестр 21 949 записей о продлении срока действия
международных регистраций товарных знаков, что на 14,1% больше, чем в 2009 г.
Это отражает ценность давно существующих брендов, поскольку потребители склонны
выбирать товары, которые им хорошо известны и которым они доверяют.
Генеральный директор ВОИС Фрэнсис Гарри заявил, что «деятельность по
международной регистрации товарных знаков возобновила свой рост, который почти
компенсировал потери 2009 г.».
Тенденции
в области подачи на региональном и национальном уровнях (таблица 1) В 2010 г. на долю ЕС пришлось свыше половины всех
полученных международных заявок, а именно 22 403. Сюда входят международные
заявки, поданные через национальные ведомства по товарным знакам
соответствующих стран, а также те, которые поданы через Ведомство по
гармонизации внутреннего рынка (ВГВР)2. В 2010 г. через ВГВР было подано 4 707
международных заявок, что на 26,9% больше, чем в 2009 г.
Среди крупнейших пользователей первое место занимает Германия, заявители из
которой подали 5 006 международных заявок, что составляет 12,6% от общего числа
заявок. На втором месте оказалось ВГВР, в которое было подано 4 707
международных заявок, что на 26,9% больше, чем в 2009 г. Заявители из США
подали 4 147 международных заявок, что составляет 10,4% от общего числа заявок.
США поднялись на одну ступень и стали третьим среди крупнейших пользователей
системы. Франция опустилась с 3-го на 4-е место (3 565 заявок, или 9,0% от
общего числа заявок). Швейцария осталась на 5-м месте (2 893 международные
заявки (увеличение на 8,3%)), и за ней следуют Италия, Китай и страны Бенилюкс
(Бельгия, Люксембург и Нидерланды). Существенно поднялись вверх в списке
основных пользователей системы Республика Корея (с 23-го на 17-е место) и
Украина (с 29-го на 21-е). Более детальная информация представлена в таблице,
ниже.
Ведущие
владельцы и ведущие заявители В 2010 г. крупнейшим заявителем стала компания
«Philip Morris» (Швейцария), подавшая 137 международных заявок на регистрацию
товарных знаков, за которой следуют «Novartis» (Швейцария), «Boehringer
Ingelheim» (Германия), «Da Lian Ya Tu Tou Zi Zi Xun You Xian Gong Si» (Китай),
Ministero Delle Politiche Agricole (Италия), «Zhejiang Chengpeng Industry»
(Китай), «KRKA» (Словения), «Henkel» (Германия), «Novo Nordisk» (Дания),
«Nestlé» (Швейцария), «Galenka» (Сербия), «Janssen Pharmaceutica» (Бельгия),
«BSH Bosch und Siemens» (Германия), «Syngenta» (Швейцария ), «Glaxo Group»
(Соединенное Королевство), «Biofarma» (Франция), «Egis Gyógyszergyár»
(Венгрия), «EkoSan» (Босния и Герцеговина), «Apple Inc» (США) и «Phillips»
(Нидерланды).
Крупнейшим владельцем международных регистраций товарных знаков в Мадридской
системе является компания «Henkel» (Германия) (2 973 регистрации). Двадцатью
ведущими владельцами на конец 2010 г. являлись «Henkel» (Германия), «Novartis»
(Швейцария), «Janssen Pharmaceutica» (Бельгия), «l’Oréal» (Франция), «Nestlé»
(Швейцария), «Unilever» (Нидерланды), «Sanofi-Aventis» (Франция), «BASF»
(Германия), «ITM Enterprises» (Франция), «Lidl» (Германия), «Siemens»
(Германия), «Bayer» (Германия), «Biofarma» (Франция), «Boehringer Ingelheim»
(Германия), «Richter Gedeon» (Венгрия), «Syngenta» (Швейцария), «Philips»
(Нидерланды), «Deutsche Telekom» (Германия), «Merck» (Германия) и «Ecolab»
(Германия).
Наиболее
часто указываемые страны (таблица 2) В 2010 г. члены Мадридского союза получили
уведомления о 299 476 новых указаниях (содержавшихся в новых регистрациях или
заявлениях о расширении территориального действия). Это на 1,3% меньше, чем в
2009 г. Вероятной причиной такого сокращения является то, что многие заявители
предпочитают указывать Европейский Союз в целом, а не его отдельные
государства-члены.
При подаче заявки на международную регистрацию товарных знаков заявители должны
указывать те государства-члены, в которых они желают получить охрану своего
знака. Позднее заявители могут также расширить действие международной
регистрации, распространив его на другие государства-члены путем подачи
последующего указания. Таким образом владелец международной регистрации может
расширить географический охват охраны знака исходя из растущих потребностей
своего предприятия.
В 2010 г. среди стран, занимающих шесть верхних строчек в списке наиболее часто
указываемых государств, произошли изменения. Наиболее часто указываемой страной
остался Китай (16 143 указания). Второе место занял Европейский Союз,
поднявшийся на три ступени вверх, за которым следуют США, Российская Федерация
(опустилась со 2-го на 4-е место), Швейцария и Япония.
Несколько стран поднялись вверх в списке 40 наиболее часто указываемых
договаривающихся сторон. Так, Республика Корея поднялась с 10-го на 8-е место,
Египет – с 39-го на 21-е, Марокко – с 27-го на 22-е, Босния и Герцеговина – с
26-го на 23-е, Казахстан – с 29-го на 26-е, Республика Молдова с 30-го на 28-е
и Исламская Республика Иран – с 37-го на 33-е. В 2010 г. в списке 40 наиболее
часто указываемых стран появилось одно новое государство, а именно Армения
(поднялась с 42-го на 37-е место).
Параметры
регистраций, внесенных в реестр в 2010 г. Подавая заявку на регистрацию товарного знака,
заявитель должен указать товары и услуги, в отношении которых будет применяться
его товарный знак, в соответствии с системой международной классификации,
известной под названием «Ниццкая классификация». Наиболее популярными классами
товаров и услуг в международных регистрациях товарных знаков, внесенных в реестр
в 2010 г., являлись класс 9, (охватывающий, например, компьютеры и программное
обеспечение), на долю которого приходится 8,5% всех регистраций, класс 35
(охватывающий такие услуги, как конторские функции, реклама и менеджмент в
сфере бизнеса), на долю которого приходится 7% всех регистраций, класс 25
(охватывающий одежду, обувь и головные уборы), на долю которого приходится 5,4%
всех регистраций, класс 42 (охватывающий услуги, предоставляемые, в частности,
учеными, специалистами в различных промышленных областях и инженерами, а также
компьютерными специалистами), на долю которого приходится 5,2% всех
регистраций, класс 5 (охватывающий преимущественно фармацевтические и другие
препараты для медицинских целей), на долю которого приходится 5,1% всех регистраций,
и класс 41 (охватывающий услуги в области образования, воспитания, развлечения,
спортивных и культурно-просветительских мероприятий), на долю которого
приходится 4,4% всех регистраций.
Недавно ВОИС ввела в действие "Менеджера товаров и услуг”, который предназначен
для оказания помощи заявителям на регистрацию товарных знаков в составлении
перечня товаров и услуг, который им необходимо представить при подаче
международной заявки в соответствии с Мадридской системой.
Действующие
международные регистрации По состоянию на конец 2010 г. действующими являлись
более полумиллиона (526 674) международных заявок, зарегистрированных в
международном реестре. В них содержится около 5,55 млн. действующих указаний,
что на 2,2% больше, чем в 2009 г. Эти регистрации принадлежат 174 349
правообладателям, большинство из которых представляют собой малые и средние
предприятия.
Общая информация о Мадридской системе
Мадридская система международной регистрации знаков, административные функции
которой выполняет ВОИС, дает возможность владельцу товарного знака получить
охрану принадлежащего ему знака в 85 странах путем подачи одной заявки на одном
языке (английском, французском или испанском) и уплаты одного набора пошлин в
одной валюте (в швейцарских франках). Для получения международной охраны
заявители, желающие воспользоваться Мадридской системой, сначала должны подать
заявку на охрану товарного знака в соответствующее национальное или
региональное ведомство по товарным знакам. Международная регистрация в
соответствии с Мадридской системой имеет такое же действие, что и заявка на
регистрацию знака, поданная в каждой из указанных заявителем договаривающихся
сторон. Если ведомство по товарным знакам указанной договаривающейся стороны не
отказывает в предоставлении охраны, охрана знака является такой же, как если бы
знак был зарегистрирован этим ведомством. После этого действие международной
регистрации может поддерживаться и продляться с применением единой процедуры.
Таким образом, система обеспечивает владельцам товарных знаков экономичный и
эффективный способ установления и поддержания охраны принадлежащих им знаков во
множестве стран.
Старейшая международная регистрация товарного знака, которая до сих пор
действует в результате множества продлений, принадлежит швейцарской часовой
фирме «Longines». Этот товарный знак был впервые зарегистрирован в 1893 г.
Местонахождением Международного реестра является штаб-квартира ВОИС в Женеве.
Товарные знаки являются одним из ключевых компонентов любой успешной
маркетинговой бизнес-стратегии, поскольку они позволяют компаниям
идентифицировать, рекламировать и лицензировать свои товары и услуги на рынке и
отличать их от аналогичных товаров и услуг своих конкурентов, завоевывая тем
самым доверие покупателя. Товарный знак символизирует собой гарантию качества
продукта, и на современном глобальном рынке с постоянно растущим объемом
электронной торговли товарный знак нередко является для потребителя
единственным средством идентификации товаров и услуг определенной компании.
Охрана товарных знаков препятствует «бесплатному использованию» нематериальных
активов компании путем применения аналогичных отличительных обозначений для
продажи товаров более низкого качества или схожих товаров и услуг. Поэтому
утрата прав на представляющий большую ценность товарный знак, ослабление таких
прав или их нарушение может иметь для предприятия катастрофические последствия.