С 2008 года за использование фонограмм должны платить организаторы концертов и иных мероприятий, а не собственники залов, стадионов и иных помещений. А вот с владельцев кафе, ресторанов и иных организаций досуга и развлечения ответственности за публичное воспроизведение фонограмм никто не снимал. Сбором податей займутся специально аккредитованные агентства, которые заменят сотни самопальных авторских обществ. Новые правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям «опубликованных» в коммерческих целях фонограмм премьер-министр России Виктор Зубков подписал 29 декабря. Они вступили в силу с 1 января, хотя были официально опубликованы только в минувшую субботу.
Без вины виноватый Действующее с 1994 года законодательство предоставляло авторам и исполнителям особое право – на публичное исполнение произведения. То есть на прослушивание музыки или просмотр фильма, в «месте, открытом для свободного посещения, или где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи». По закону это допускалось только с особого разрешения автора или управляющей организации и, соответственно, с условием выплаты отдельного вознаграждения. А значит, прокрутка даже лицензионного компакт-диска, например, на корпоративной вечеринке, в кафе, на дискотеке и т.д. должна была приносить доход автору. Однако, сами понимаете, реально этого не происходило. В законности такой меры никто не сомневался – аналогичный подход соответствует нормам международного права. Вот только ответственность за соблюдение авторских прав музыкантов и исполнителей Правительство России в 1994 году возложило исключительно на владельцев помещения, где она звучит. А не, например, на организаторов концертов, взимающих плату за вход зрителей, или арендаторов, включивших спорное произведение. Получается, что, сдав зал ресторана для проведения банкета, его владельцы рисковали огромными суммами (штраф до 5 млн рублей за каждое произведение), а иногда и свободой (нарушение авторских прав является уголовным преступлением). Жертвами такой государственной политики стали многие невиновные собственники, имевшие неосторожность предоставить помещения в аренду для проведения концертов. В том числе петербургское ОАО «Ленэкспо», с которого Российское авторское общество взыскало круглую сумму. Организаторами мероприятия, на котором без разрешения авторов звучала музыка, была совсем другая компания, которая ничего кроме арендной платы выставочному объединению не отдала. Но коллегия Санкт-Петербургского городского суда пришла к выводу, что контролировать заключение лицензионных соглашений должно было именно «Ленэкспо». В 2007 году российские суды приняли два судьбоносных решения. В октябре Высший Арбитражный Суд России пришел к выводу, что арендатор также является временным владельцем помещений, а значит, он, а не собственник, и должен нести ответственность. А в декабре уже Верховный Суд России вообще признал утвержденную 13 лет назад правительственную методику незаконной.
Включил – плати По новым правилам платить вознаграждения будут компании и частные предприниматели, «осуществляющие или организующие публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения». В переводе на русский язык те, кто поставил диск или включил приемник в своем кафе и т.д. Принятое решение лишь частично решает проблему. Арендодатели помещений теперь могут спать спокойно. А вот владельцам развлекательных учреждений не стоит расслабляться. Вознаграждение надо платить независимо от того, является ли использование фонограммы основным видом деятельности или нет. Причем это международная практика: приятная музыка создает для посетителей того же ресторана благоприятные условия для их длительного пребывания, формирует у них приятные ассоциативные впечатления, способствующие последующим посещениям именно данного учреждения. То есть организатор той же дискотеки обязан не просто купить лицензионный диск, но и отчислять процент от проданных посетителям билетов в пользу исполнителей и изготовителей фонограммы. То же самое касается владельцев кафе, ресторанов, танцевальных клубов и даже такси.
Старая песня о главном Впервые определены критерии определения размера вознаграждения. Оно зависит от вида деятельности плательщика (основной/не основной), «коммерческого» входа для посетителей, а также ставок авторского гонорара, которые «при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом». Сейчас действует уравнительная система: за размещение песен в эфире радиостанций и звезда эстрады, и никому не известный молодой «фабрикант» получают одинаковое вознаграждение. Причем, по некоторым данным, даже у самых известных исполнителей не набирается больше десятка тысяч рублей в квартал. Сбором платежей займутся специальные организации – аккредитованные агентства, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Всего в России может быть шесть таких агентств в каждой сфере. Именно с ними организаторы концертов и владельцы кафе должны будут заключать соглашения и четыре раза в год уплачивать «авторскую подать». Между исполнителями и изготовителями фонограммы вознаграждение распределяется в равных долях. 22 декабря Правительство России определило порядок аккредитации. Сейчас сбором отчислений занимаются десятки, а то и сотни самодеятельных обществ. И самые мелкие из них, которые не смогли своевременно заключить договор с радиостанциями или телеканалами, занимаются «наездами» на директоров кафе и ресторанов. «Пора осваивать новую модель музыкального бизнеса без участия указанных обществ на основе прямых письменных договоров с авторами-исполнителями, – предлагает вице-президент Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга Валерий Мордвинов. – Думаю, и директору ресторана и молодому исполнителю должно быть выгодно заключить соответствующий договор, например, о бесплатном использовании музыки в обмен на рекламу. А не кормить посредников, которые до последнего времени брали за свои услуги не менее 30% от собранных средств. Системы коллективного управления авторскими правами – зло. Особенно в эпоху широкополосного доступа в Интернет, когда каждый автор вполне в состоянии самостоятельно решить с кого и сколько брать за использование созданных им произведений и реализовать собственную модель бизнеса на своем сайте».