Борьба с компьютерными пиратами стала рутиной для милиции
В 2008 году выявлено не менее 5 тыс. преступлений по статье «Нарушение авторских и смежных прав». По данным управления "К" МВД РФ, среди злостных нарушителей авторских прав лидируют розничные торговцы -- 44% уголовных дел. На корпус от них отстают "черные внедренцы" -- 22%. Интернет-пиратство пока что составляет всего 9%.
"8 декабря в ходе реализации комплекса оперативно-розыскных мероприятий оперативными сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями был задержан и изобличен за нарушение авторских прав гражданин 1967 года рождения. Данный гражданин устанавливал контрафактное программное обеспечение на компьютеры. Материальный ущерб, нанесенный правообладателю, составил 90 тыс. руб. По факту нарушения авторских прав возбуждено уголовное дело".
Это была цитата из криминальной хроники города Иванова от 15 декабря. Она соседствует с сообщением о том, что "с одной из могил кладбища, расположенного в местечке Балино, была похищена чугунная ограда". Просто удивительно, какой рутиной стала поимка компьютерного пирата в России. А ведь еще пару лет назад правообладатели сопровождали такие события пресс-релизами.
Не менее 84% уголовных дел по ст. 146. УК РФ (нарушение авторских и смежных прав) возбуждены управлением "К" по факту нарушения авторских прав на программное обеспечение. Милиция научилась самостоятельно "работать по 146-й статье".
В связи с этим должна быть отмечена деятельность отечественных ассоциаций производителей компьютерных программ, прежде всего Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП), созданного в 2000 году. По словам заместителя директора НП ППП Анны Лавриновой, профилактическая и разъяснительная работа с пользователями и поставщиками нелицензионного софта "занимает все больше и больше времени и ресурсов" сотрудников и членов ее организации. Иными словами, раз милиция уже обучена, можно заняться пользователями.
В 2007 году МВД зарегистрировало 7499 преступлений, связанных с нелегальным софтом. По данным управления "К", в первой половине 2008 года число дел по 146-й снизилось почти на четверть по сравнению с тем же периодом 2007 года. Но это произошло не потому, что таких преступлений стало меньше. Просто управление "К" занялось кибермошенниками, интернет-порнографами и похитителями данных, а пиратов предоставило отделам по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП).
Статистики по их работе в распоряжении iToday.ru нет. Президент "Русского щита" (эта некоммерческая антипиратская организация также специализируется на защите авторских прав производителей программного обеспечения) Юрий Злобин полагает, что ОБЭП возбуждают по 146-й статье УК "приблизительно столько же" уголовных дел против продавцов и внедренцев контрафактного софта, что и управление "К". Если тенденцию к сокращению числа уголовных дел по 146-й статье в управлении "К" экстраполировать на весь год и предположить, что ОБЭП в преследовании распространителей контрафактного софта преуспел так же, как и управление "К", получится, что в 2008 году следует ожидать не менее 5 тыс. зарегистрированных преступлений такого рода. Это оптимистическая оценка.
Среди преступлений против авторских и смежных прав, зарегистрированных ОБЭП, продажи контрафактного софта составят, заметим, отнюдь не 84%, как в управлении "К", а существенно меньше, поскольку ОБЭП занимается и музыкой, и алкоголем, и "левыми" колготками, и всем прочим контрафактным и фальсифицированным товаром.
Юрий Злобин предостерегает от вывода о том, будто криминальная статистика свидетельствует о действительной эффективности борьбы с пиратством: "Тысячи уголовных дел по 146-й статье -- следствие так называемой палочной системы учета правонарушений (когда милиция отчитывается о качестве своей работы количеством регистраций. -- Ред.). Нелегальная розничная торговля контрафактными дисками процветает как раз в тех административных округах Москвы, в которых возбуждено наибольшее количество уголовных дел против пиратов".