Главная » 2007»Декабрь»28 » АЕБ прелагает повысить эффективность законодательства об авторском праве
АЕБ прелагает повысить эффективность законодательства об авторском праве
17:49
Часть IV Гражданского кодекса вступает в силу 1 января 2008 года и объединяет все нормы в области интеллектуальной собственности, которые в настоящее время регулируются отдельными законами.
Несмотря на ряд позитивных изменений, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) считает, что остается ряд проблем, которые не решены в новом законе. Так, в части IV ГК одно из личных неимущественных прав автора - право на неприкосновенность - сформулировано как запрет на внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение его при использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
В части IV речь идет о любых изменениях, в то время как действующее законодательство говорит только о тех изменениях, которые способны нанести ущерб чести и достоинству автора. Такое неоправданно широкое толкование права на неприкосновенность также противоречит и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, а именно статье 6-bis, которая также запрещает только те изменения, которые способны нанести ущерб чести или репутации автора. Не совсем понятно, как такое широко сформулированное личное неимущественное право будет сочетаться с имущественным правом правообладателя на переработку произведения. В соответствии с частью IV ГК стороной авторского договора заказа выступает автор (т.е. физическое лицо). При этом в отношении иных договоров на объекты авторского права (договор об отчуждении и лицензионный договор) стороной называется как автор, так и иной правообладатель. Более того, по договору заказа на создание программы для ЭВМ и базы данных в качестве стороны указан подрядчик (исполнитель).
Таким образом, только в договоре заказа на создание произведения (за исключением программы для ЭВМ и баз данных) в качестве стороны должно обязательно выступать физическое лицо – автор.
Остается вопрос о создании объектов авторского права по договору с организациями (например, создание рекламных материалов). Исходя из буквальной трактовки закона, такие договоры не будут признаваться авторскими договорами заказа, что не отвечает требованиям современного бизнеса. Хотя в целом изменения в области договоров, привнесенные частью IV ГК, следует оценить положительно, проблема авторского договора заказа остается актуальной.
Часть IV ГК также вносит изменения в область регулирования служебных произведений. Под служебным произведением понимается произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, в то время как в соответствии с действующим законодательством под служебным также понимается произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания работодателя. Эксперты АЕБ считают, что законодатель по непонятным причинам решил сузить круг служебных произведений, исключив из них те, которые создаются в порядке выполнения задания работодателя. При этом, прежняя формулировка сохранена для всех остальных объектов интеллектуальной собственности (например, изобретений, полезных моделей и промышленных образцов).
Предложения экспертов АЕБ: - Рекомендуется изменить статью 1266 части IV ГК, указав, что право на неприкосновенность включает в себя запрет только таких изменений, которые способны нанести ущерб чести и достоинству автора, а также его репутации, так как именно такая формулировка соответствует положениям Бернской конвенции. - Рекомендуется внести изменения в статьи, посвященные авторским договорам заказа, указав, что стороной по договору является исполнитель (т.е. как физическое, так и юридическое лицо). - В отношении служебных произведений следует вернуться к действующей формулировке, в соответствии с которой служебными признаются не только произведения, создаваемые в пределах установленных для автора служебных обязанностей, но и те, которые создаются в порядке выполнения служебного задания работодателя. Это также позволит обеспечить единый подход части IV ГК ко всем служебным объектам интеллектуальной собственности.
Преимущества введения этих положений главным образом в том, что существенно возрастет эффективность законодательства об авторском праве.